Скороговорки в жизни ребенка

                                                                                        
 

 

 

ГБДОУ

детский сад № 68

Калининского района

Санкт-Петербурга

наш девиз:

"Сердце отдаем детям"

Рекомендации

учителя-логопеда

учитель-логопед:

Петрикова Елена Олеговна

 

        

Коррекция нарушений

слоговой структуры слова.

Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе является правильная, хорошо развитая речь. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.

В настоящее время в логопедической работе над коррекцией неправильного произношения детей зачастую на первое место выдвигается задача коррекции отдельных звуков. Между тем в самом ходе коррекционного обучения обнаруживается, что овладение произношением слоговой структуры слова представляет для дошкольников особенно большую трудность и требует специального внимания учителя-логопеда.

Слова могут быть деформированы за счет:

1. Нарушение количества слогов (элизия – сокращение (пропуск) слогов: моток-молоток; итерации - увеличение числа слогов за счет добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных: тарава-трава)

2.Нарушение последовательности слогов в слове (перестановка слогов в слове: деворе-дерево; перестановка звуков соседних слогов: гебемот-бегемот)

3. Искажение структуры отдельного слога (сокращение стечения согласных: капута-капуста; вставка согласных в слог: лимонт-лимон)

4. Антиципации (уподобление одного слога другому: пипитан-капитан)

5. Персеверации (инертное застревание на одном слоге в слове: пананама-панама)

6. Контаминации (соединение частей двух слов: холодильница- холодильник и хлебница)

Коррекция слоговой структуры слов - это  длительная, систематизированная работа, которая ведется по принципу от простого к сложному, с учетом ведущего вида деятельности детей (занятия в игровой форме) и с применением наглядности.

 

Рекомендации родителям.

 

Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи детей способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению дошкольной и школьной программы, социальной адаптации детей.

Нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживается всякий раз, как только ребенок сталкивается с новой звуко-слоговой структурой слова.

В связи с этим необходимо с раннего возраста развивать у ребёнка умение слушать, чувствовать и воспроизводить ритм. Это способствует усвоению ритмической структуры слов родного языка и подготавливает к дальнейшему развитию речи. Помочь ребенку в преодолении трудностей могут следующие игры:

Для развития слуховой памяти: «Где позвонили?», «Узнай музыкальный инструмент».

Слухового внимания. « Сколько раз ударили в барабан?», «Кто позвал?».

Работа над ритмом и темпом (сначала над простым, затем над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов — барабана, бубна, металлофона.

«Веселые инструменты» Берется музыкальный инструмент и задает ритмический рисунок. Ребенку нужно воспроизвести услышанное с помощью хлопков или ударов ладонью по столу.

«Передай привет» Хлопками по плечу передают заданное количество ударов в заданном взрослым темпе.

Упражнения на развитие координации рук:

пальчиковые гимнастики

«Делай как я» (Воспроизведение серий движений руками - ногами).

«Движения животных» Ребенку нужно воспроизвести движения животного в заданном темпе в зависимости от его характера (мишка - вперевалку, медленно, зайчик – быстро с подскоками)

Графические упражнения.

«Продолжи строчку» «Выложи орнамент», «Укрась тарелочку», «Что следующее?», «Собери бусы».

Артикуляционная гимнастика

«Весёлый язычок»

Игры и упражнения, направленные на развитие пространственно-временных представлений: начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. На примере детских сказок - «Репка», «Теремок».

Игры и упражнения, направленные на развитие умения выделять звук из слова.

«Паровозик» (выделять последний звук и подбирать и подбирать на него следующее слово-вагончик.)

«Подбери слово» (подбираем слова на заданный звук, слог.)

Игры направленные на формирование чувства рифмы.

«Доскажи словечко» (отрывки из детских стихов)

«Подбери рифму» (ложка- кошка, танки- санки).

В эти игры вы можете играть с ребенком дома, в гостях, по дороге в детский сад, транспорте.

Желаем успехов!

 

 

 

 

 

Скороговорки в жизни ребенка.

Скороговорка - жанр уСтного народного творчеСтва. Скороговорка придумывалаСь для обучения, поэтому она являетСя не СамоСтоятельным жанром иСкуССтва, а прикладным.

Скороговорки учат говорить, правильно произноСить Слова. раньше этот жанр так и называлСя "чиСтоговорки". авторы Скороговорок СтремилиСь к тому, чтобы ребенок училСя правильно произноСить Слова С удовольСтвием, поэтому изображенные в них картины жизни чаСто вызывают Смех, улыбку.

не торопитеСь, Сначала попробуйте прочитать Скороговорку вСлух медленно. затем поСтепенно увеличивайте темп проговаривания. говорите четко. Следите за звуками.

уСпех СопутСтвует любому делу, которое вы делаете С удовольСтвием и в хорошем наСтроении. и Скороговорки для развития речи — не иСключение.

тренируйтеСь каждый день и помните, что вСе Скороговорки «не переСкороговоришь, не перевыСкороговоришь». 

 

 

Скороговорки на СвиСтящие звуки:

у маленького Сани Сани едут Сами.
Сани едут Сами у маленького Сани.

у лиСы уСы для краСы.

оСа боСа и без пояСа.

вез на горку Саня за Собою Сани,
ехал С горки Саня, а на Сане — Сани.

у Сони и Сани в Сетях Сом С уСами.
Сом С уСами в Сетях у Сони и Сани.

Сидит алеСя С печки ноги СвеСя.

топают гуСьком гуСак за гуСаком.
Смотрит СвыСока гуСак на гуСака.

ноСит Сеня в Сени Сено,
Спать на Сене будет Сеня.

евСей, евСей, муку проСей.

зоиного зайку зовут зазнайка.

буйный бяка бузит, бяка буке грозит,
бяка буке дерзит, бяка буку тузит.

зимним утром от мороза
на заре звенят березы.

по дороге топал тополь.
тополь топал в СеваСтополь,
ну а рядом топал Сева.
тополь Справа, Сева Слева.
где же Сева С тополем?
уж под СеваСтополем.

Сажала Саженец от Саженца на Сажень.

у СоСеда-домоСеда — СоСед-непоСеда,
у СоСеда-непоСеды — СоСед-домоСед.

яроСлав и яроСлавна поСелилиСь в яроСлавле.
в яроСлавле живут Славно яроСлав и яроСлавна.

Села мышка в уголок, Съела бублика куСок.

Сеня вез воз Сена.

СвириСтель СвириСтит Свирелью.

Саша — Само СовершенСтво, а еще СамоСовершенСтвуетСя!

Саша любит Сушки, Соня ватрушки.

Саша Саше Сшила шапку.
Саша шапкой шишку Сшиб.

Саша шуСтро Сушит Сушки,
Саша выСушил штук шеСть.
и Смешно Спешат Старушки
Сушек Сашиных поеСть.

у гуСыни уСов ищи не ищи — не Сыщешь.

ах, вы, Сени, Сени,
вышел в Сени Сонный Сеня.
и в Сенях СпоткнулСя Сеня,
и кувырк через Ступени.

было веСело на горке Сане, Соне и егорке,
а маруСя не каталаСь — в Снег упаСть она боялаСь.

ваСя коСил коСилкой Спелый овеС.

задали в школе детям урок:
прыгают в поле Сорок Сорок.
деСять взлетели, Сели не ели.
Сколько оСталоСь в поле Сорок?

коСи коСа, пока роСа.
роСа долой, и мы домой.

купила бабуСя буСы маруСе.
на рынке СпоткнулаСь бабуСя об гуСя…
вСе буСы Склевали по буСинке гуСи.

шел коСой козел С коСой,
пришел коСой козел С коСой.

Съел Слава Сало, да Сала было мало.

хитрую Сороку поймать морока,
а Сорок Сорок — Сорок морок.

у Степана еСть Сметана,
проСтокваша да творог, Семь копеек — туеСок.

звенит звонок, зовет звонок,
и зоя в клаСС к Себе идет.

зеленая береза Стоит в леСу,
зоя под березой поймала Стрекозу.

Соня зине принеСла бузину в корзине.

Соня — незнайка,
а зина — зазнайка.

у зины болит зуб,
она не может еСть Суп.

у зины много забот,
заболел у зайки живот.

зимой поле белое, промёрзло-заледенелое.

циркач циркачке зиночке
подарил коСыночку.

цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул: «цыц!»

цыплёнок цапли цепко цеплялСя за цепь.

цыплята и курица пьют чай на улице.

цыплята проСят проСо.
цыплятам на подноСе выноСит проСя проСо.
вСе коСы проСи в проСе.

две разноцветные курицы бегают по улице.

цыпленок и курица пьют водицу на улице.

шильце, мыльце, кривое веретенце,
шелковое полотенце — на крыльце под дверцей.

цокнул Сзади конь копытцем,
под копытцем пыль клубитСя.

молодец у молодицы попроСил воды напитьСя.

из СоСеднего колодца
целый день водица льетСя.

Скворцы и Синицы — веСелые птицы.

Стоит воз овСа, возле воза — овца.

легкая метелица белым Снегом СтелетСя.

молодец надел кольцо девице на палец.

Съел молодец тридцать три пирога С творогом.

Съел, наконец, кузнец варенец.

бедным курицам не СпитСя, еСли им лиСица СнитСя.

любовалаСь цыплятами курица:
что ни цыпленок, то умница!

купили каракатице кружевное платьице…
ходит каракатица, хваСтаетСя платьицем.

в цветнике цветут цветы.

летит Скворец — зиме конец.

циркач умеет гарцевать,
зверей и птиц дреССировать.

бегают две курицы прямо на улице.

 

Скороговорки на шипящие звуки:

у маши на кармашке маки и ромашки.

хороши в шекене ерша, щуки тоже хороши.

по шоССе шел С поСошком и уСлышал шум шаССи.

в каше - мошка.
Спеши, кошка, еСть из плошки
кашу С мошкой.

наш шахматиСт вашего шахматиСта перешахматит, перевышахматит.

кукушка кукушонку купила капюшон.
надел кукушонок капюшон,
как в капюшоне он Смешон!
(и. демьянов)

шли шеСтнадцать мышей
и нашли шеСть грошей.
а мыши, что поплоше,
шумливо шарят гроши.

в шалаше лишь шмель шумит.
там, СвернувшиСь, Саша Спит.

тише, мыши! кот на крыше!
зашумите - он уСлышит!

шапка да шубка - вот и наш мишутка.

я по камушкам пошёл, шубу шёлкову нашел.

поСпеши, не мешкай,
Сбегай за орешком.
а орешки хороши,
ты не мешкай, поСпеши.

шли, шли - пирожок нашли.
Сели, поели, дальше пошли.

шапкой миша шишку Сшиб.

наша дорожка уСыпана горошком.
возьми ложку да покушай горошку.

шепчет кошке петушок:
- видишь пышный гребешок?
шепчет кошка петушку:
- шаг шагнешь - и откушу!

ежик в бане вымыл ушки,
шею, кожицу на брюшке.
и Сказал еноту еж:
"ты мне Спинку не потрешь?"

шел шишига по шоССе,
шел, шурша штанами.
шаг шагнет, шепнет: "ошибка",
шевельнет ушами.

шишки на СоСне,
шашки на Столе.

в шалаше шеСть шалунов.

шарманки шамкают и шали шаркают.

надели паше галоши и гамаши.

у андрюшиной машины
хорошие шины.

в кошелке метр шёлка.

пишу шутки для дашутки и мишутки.

у мышки-крошки в норушке крошки.

хороши в дорожку пирожки С картошкой.

шел Саша по шоССе.

Смешные шутки у Саши и мишутки.

шеСть мышат в шалаше шуршат.

милоСти прошу к нашему шалашу.

мамаша давала ромаше Сыворотку из-под проСтокваши.

мышонку шепчет мышь:
- ты вСе шуршишь, шуршишь!
мышонок шепчет мыши:
- шуршать я буду тише!
(а. капралова)

на лугу поСпела кашка.
кашку еСть корова машка.
машке нравитСя обед:
ничего вкуСнее нет!
(а. шибаев)

шли Сорок мышей, неСли Сорок грошей.
две мыши поплоше неСли по два гроша.

наша Серая кошка Сидела на крыше.
а ваша Серая кошка Сидела ещё выше.

облепили лампу мошки,
греют тоненькие ножки.
оСторожно, мошки!
обожжёте ножки!
(в. лунин)

шила шубку - Сшила юбку.
шила шапку - Сшила тапку.
хороша швея наташа!
(е. благинина)

маше шапка надоела,
маша кашу не доела.
маша, кашу доедай,
маме не надоедай!
(в. лифшиц)

шила Саша шапку Скоро,
шов Строчила шёлком Споро.
(а. проСветов)

вот детишки маша, миша.
маша меньше, миша выше.
миша маше что-то пишет.
отгадай, что пишет миша.
(м. уСпенСкий)

- здеСь ведь лужа, видишь, луша?
ты иди туда, где Суша.
перейди, где лужа уже!
знай шагает в лужу луша.
(С. лепилина)

даже шею, даже уши
ты иСпачкал в черной туши.
СтановиСь Скорей под душ.
Смой С ушей под душем тушь.
Смой и С шеи тушь под душем.
поСле душа вытриСь Суше.
шею Суше, Суше уши,
и не пачкай больше уши.

в шалаше шуршит шелками
желтый дервиш из алжира
и, жонглируя ножами,
штуку кушает инжира.

яшма в замше замшела.

 

 

Скороговорки на звуки л и л?:

не жалела мама мыла,
мама милу мылом мыла.
мила мыло не любила,
но не ныла мила.
мила - молодчина!

Сел и вСё Съел.

около кола колокола.

где киСель, там и Съел.

у ёлки иголки колки.
ёлка, ёлка, ёлочка,
колкая иголочка.

дятел Сидел на ёлке и долбил щёлки.

лежал, лежал - раСтял, убежал.

в луку клим луком кинул.

маланья-болтунья молоко болтала,
болтала, болтала, да вСе выболтала.

на мели мы налима ловили.

еле-еле лена ела, еСть от лени не хотела.

в уголок алёна Села, у алёнки много дела.

иголка-иголка, ты оСтра и колка.

колпак на колпаке, под колпаком колпак.

Сшит колпак, да не по-колпаковСки,
вылит колокол, да не по-колоколовСки.

Сшит колпак не по-колпаковСки,
вылит колокол не по-колоколовСки.
надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать,
колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

в голубятне голуби, а на дубе жёлуди.

раССердилСя дед филипп -
липкий клей к нему прилип.

лиСята в гоСти шли к лиСе.

наш полкан из байкала лакал.
полкан лакал - не мелел байкал.

полили ли лилию? видели ли лилию?

пилят, колют, колют, пилят
филя С колей, коля С филей.

клим, в один клин колоти.

мы ели-ели линьков у ели...
линьков у ели еле доели.

Свёкла у фёклы мокла и Сохла.
Сохла и мокла, пока не поблёкла.

кол около Стола, Стол около кола.

белым-бело! белым-бело!
вСю землю Снегом замело!
(в. лифшиц)

убежало, убежало молоко.
я С трудом его поймала.
быть хозяйкой нелегко.
(р. фархади)

ломали лед, ломали мы.
летели клочья от зимы.
(е. благинина)

по глади оконной Стекла
тяжёлая капля Стекла.
(и. беляков)

валя на проталинке намочила валенки.
валенки у валеньки Сохнут на завалинке.
(и. демьянов)

нил поймал линей:
один мал, два длинней.
(л.ульяницкая)

наши руки были в мыле,
мы поСуду Сами мыли.
мы поСуду мыли Сами,
помогали нашей маме.
(в. лифшиц)

поСадил дед лук, отраСтил луку чуб.
увидал лук внук, оборвал луку чуб.
(м. родина)

прыгало, прыгало, пугало, пугало,
на одной ножке в леС по дорожке.
не доСкакало - ворон увидало.
иСпугалоСь, раСтерялоСь,
да так Стоять и оСталоСь.
(н. Сидельникова)

зря лаСка лаСкой названа:
СовСем не лаСкова она.
у лаСки злые глазки.
не жди от лаСки лаСки!
(а. шибаев)

о любви не меня ли вы, милый, молили
и в туманы лиманов манили меня?
на мели мы лениво налимов ловили,
и вы мне меняли налим на линя.

 

Скороговорки на звуки р и р?.

вСе бобры добры до Своих бобрят.

три вороны на воротах,
три Сороки на пороге,
три дерева, три тетерева.

поперёк реки пробираетСя паром,
прыгают на языке Скороговорки,
как паром на Сковороде.

рапортовал, да не дорапортовал, а Стал

дорапортовывать, зарапортовалСя.

 

жили-были раки, раки-забияки.
жили раки шумно, затевали драки.

два дровоСека, два дроворуба
на дворе дрова топорами рубят.

тридцать три вагона в ряд
тараторят, тарахтят.

трое трубачей трубили в трубы.

на горе арарат раСтёт краСный крупный виноград.

на траве тропка, травка на тропке.

орёл на горе, перо на орле.

три тропки, три рубки.

из-за леСа, из-за гор едет дедушка егор.

дробью бьют по перепелам да по тетеревам.

проворонила ворона воронёнка.

шел егор через двор,
неС топор чинить забор.

королева кавалеру каравеллу подарила.
королева С кавалером в каравелле удалилаСь.

карл у клары украл кораллы, а клара у карла украла кларнет.

ушёл прокоп - кипел укроп.
пришел прокоп - кипел укроп.
как при прокопе кипел укроп,
так без прокопа кипел укроп.

пётр петров по прозванью перов,
поймал птицу-перепелицу.

марина грибы мариновала.

пётр петрович прыгунов прибыл из перми в роСтов.

улов у поликарпа - три караСя, три карпа.

в аквариуме у харитона
четыре рака да три тритона.

топоры оСтры до поры, до поры оСтры топоры.

за тараканом С барабаном, за комодом С топором.

мамаша давала ромаше
Сыворотку из-под проСтокваши.

ювелир валерий калерин в карелии
оправлял кораллы, полировал опалы.

ехал грека через реку,
видит грека - в речке рак.
Сунул грека руку в реку.
рак его за руку - цап!

отпуСтите краСной краСки для покраСки.
краСной краСкой краСной крыши в краСный цвет.

Собирала маргарита маргаритки на горе,
раСтеряла маргарита маргаритки на траве.

привёз пров егору во двор дров гору.

клара у раи играет на рояле.

на горе, на горке герой наш егорка.

ищу для Себя Смирного робота,
чтоб делал уроки мои он без топота.
(м. пляцковСкий)

грач летает над рекой:
-кра-кра-кра!
поглядите-ка, какой
рак,рак, рак
(а. шибаев)

роя норку, Старый крот разрыхлил нам огород.

рыбу ловит рыболов, веСь в реку уплыл улов.

приготовила лариСа для бориСа Суп из риСа.
а бориС лариСу угоСтил ириСом.
(а демин)

ноСорог бодает рогом.
не шутите С ноСорогом.
(С. маршак)

панцирь ноСит черепаха,
прячет голову от Страха.
(С маршак)

взял валерка тарелку, взял валерка подноС.
мне тарелку валерка на подноСе принёС.
(в лифшиц)

была у фрола - фролу про лавра наврала,
пойду к лавру - лавру про фрола навру.

вез корабль карамель, наСкочил корабль на мель.
и на мели две недели карамель матроСы ели.

фараонов фаворит на Сапфир Сменял нефрит.

молодой человек приятной наружноСти:
тридцать три верСты в окружноСти.

у андрея и арины раСтут георгины.

тридцать три трубача трубят в тревогу.

нашего пономаря не перепономарить.

кирюша-кирилл огород долго мерил.
мерил, мерил, переСтал, лёг под деревом - уСтал.

краб крабу Сделал грабли.
подал грабли крабу краб:
-Сено грабь граблями, краб.

на лугу под горкой
лежал Сырок
С краСивой краСной коркой
Сорок Сорок в короткий Срок
Съели Сырок.

забыл панкрат дома домкрат.
а панкрату без домкрата
не поднять на тракте трактор.

курочка шуСтра, пеСтра,
уточка С ноСка плоСка.

тара-тара, тара-ра!
у крыльца раСтет трава.
ай, тари-тари-тари,
куплю рае литари.

Солил терентий грибочки -
Сразу тридцать три бочки,
Съел терентий грибочки -
Сразу тридцать три бочки.

на горе у речки
уродилаСь гречка.

у Стряпухи дарьи веСь день аварии.

Стоит лодырь у ворот, широко разинув рот.
и никто не разберет, где ворота, а где рот.

курьера курьер обгонял в карьер.

ходит грач С грачихой чёрной в огороде на гряде.

троша ткёт, трет каСтрюлю С тряпкой.

три дровоСека,
три дровокола,
три дроворуба
говорили про ларю,
говорили про ларьку,
говорили про ларькину жену.

Дата последнего обновления страницы 26.07.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»