Консультации для родитей учитель-логопед: Розанова Анна Ивановна

                                                                                        
 

 

 

ГБДОУ

детский сад № 68

Калининского района

Санкт-Петербурга

наш девиз:

"Сердце отдаем детям"

Консультации для родитей

учитель-логопед:

Розанова Анна Ивановна

 

   

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

 

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Рекомендации:

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

 

Организация проведения артикуляционной гимнастики

 

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2. Взрослый показывает выполнение упражнения.

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).

5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.

 

 

«Логоритмика – праздник красивой речи»

 

    Как часто воспитателям приходиться слышать от обеспокоенных родителей: «Мой ребенок не просто плохо говорит, а еще не хочет заниматься дома!», «Невозможно удержать его на месте дольше секунды!», « У моего малыша совершенно не получаются упражнения с мелкими предметами!»,  и т.д и т.п….

    Действительно, в последнее время значительно возросло количество детей с различными речевыми патологиями. Не углубляясь в причины проблемы, следует отметить, что нарушения речи в разной степени отражаются на формировании личности детей, влияют на их физическое и умственное развитие.

    Современные родители прекрасно понимают суть проблемы и стараются не тянуть с визитом к логопеду. Обследование уровня речевого развития ребенка начиная с самого раннего возраста – норма.

    Сегодня, помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико – грамматическом оформлении речевого высказывания и др. логопедами-практиками предлагается эффективный метод преодоления речевых нарушений – логопедическая ритмика. Это форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.

ПочемуРИТМИКА?

Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.

 

 

 

КОМУ ПОЛЕЗНА ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА?

Всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание и др. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и пр.

КАК СТРОИТСЯ ЗАНЯТИЕ?

Каждое логоритмическое занятие имеет сюжетный характер. Ярко, эмоционально, в атмосфере праздника дети учатся многим интересным вещам. В программе логоритмического занятия:

• Нормализация темпа и ритма речи

• Развитие речевой моторики для правильного произношения звуков

• Развитие слухового внимания

• Развитие фонематического слуха (очень важный критерий для успешного обучения ребенка в школе)

• Развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики

• Развитие пространственной организации движений (как профилактики возникновения оптической дисграфии при обучении в школе)

• Развитие физиологического дыхания и фонационного дыхания

• Увеличение словарного запаса, устранение речевых аграмматизмов

• Воспитание выразительности и грации движений, умения перевоплощаться

 

ЗАИКАНИЕ И ЛОГОРИТМИКА

Да, и еще раз – да!

        Движения ребенка с заиканием обнаруживают разнообразные нарушения. Слабая координация движений, недостаточный уровень развития чувства ритма, нарушения одновременности движений. В ряде случаев страдают выразительность движений, ловкость, быстрота двигательной реакции. Наблюдаются трудности действия с мелкими предметами, изменения в состоянии мимической моторики.

 

        В других случаях для детей характерны недостаточная четкость и организованность движений, неуверенность, затруднения в точном удержании заданной позы, темповые расстройства.

        Коррекция заикания у детей осуществляется, как известно, только комплексным методом. Помимо медицинских мероприятий, физических упражнений, нормализации речевой функции на логопедических занятиях, в основу метода включена и логопедическая ритмика, с помощью которой нормализуются двигательные функции и речь, кроме того, на занятиях по логоритмике используются психотерапевтические и общевоспитательные методы.

        Практика показывает, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками и многое другое.

Добро пожаловать на праздник красивой речи!

 

" Шпаргалка для родителей".

 

 

Ранняя профилактика и способы коррекции оптической дисграфии

 в дошкольном возрасте.

Дисграфия «начинается» не в школе, а значительно раньше: у детей дошкольного возраста. Достаточный уровень развития оптико-пространственных представлений является необходимым условием для усвоения зрительных образов букв и, особенно для дифференциации близких по начертанию букв. Однако у многих детей к началу школьного обучения эти функции остаются не вполне сформированными, что приводит к появлению оптической дисграфии.
Оптическая дисграфия не зависит от состояния устной речи и может иметь место у детей даже с самым высоким уровнем её развития. В основе этого вида дисграфии лежит совершенно иное «слабое звено»: недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений (то есть представлений о форме и величине предметов и об их расположении в пространстве по отношению к друг другу) и зрительного анализа и синтеза. Именно эту несформированность и следует рассматривать как явную предпосылку оптической дисграфии.

В школе оптическая дисграфия проявляется, как трудность усвоения ребенком зрительных образов букв, многие из которых кажутся ему похожими

– замена букв, состоящего из одного количества одинаковых элементов (И и Ш, Ц и Щ, П и Т, А и М), или похожих, но по-разному расположенных в пространстве элементов (В и Д, Б и Д, Ш и Т);
– не дописывание элементов буквы;
– «зеркальное» изображение букв.

а) Выявление предпосылок оптической дисграфии

Одним из наиболее простых способов выявления сформированности у ребёнка зрительно – пространственных представлений является проверка понимания им значения предлогов, обозначающих расположение предметов в пространстве по отношению друг к другу. Сделать это можно следующим образом:

Задание 1. Попросить показать ребёнка, где карандаш лежит на книгах, где под книгами, а где в книге. Или предложить ему самому положить под книгу, на книгу и в книгу.

Задание 2. Теперь можно поменять характер вопросов. Попросить ребёнка взять карандаш с книги, из-под книги, из книги. 
Затруднения в выполнении этих двух заданий будут свидетельствовать о недостаточной сформированности у ребёнка зрительно-пространственных представлений, выражающейся в непонимании расположения предметов в пространстве по отношению к друг другу.

Задание 3. Чтобы выявить правильность ориентировки ребёнка в правой и левой сторонах пространства можно:
а) Положить карандаш справа от книги и попросить ребёнка сделать то же самое с его карандашом. Вполне возможно, что он положит свой карандаш слева, то есть воспроизведёт расположение в пространстве этих двух предметов «зеркально».

б) Сложите два карандаша в виде печатной буквы «Г» и попросить ребёнка сделать то же самое с его карандашами, а затем так же букву «И» сложить. Зеркальность выполнения этих заданий будет свидетельствовать о затруднении в дифференциации левой и правой сторон пространства.

Задание 4.

а) Попросить ребёнка сказать, чем (какими деталями) отличаются друг от друга две похожие вазы. Для нахождения всех этих довольно мелких различий ребёнок должен обладать достаточно развитым зрительным анализом.

б) Предложить ребёнку сложить из детских кубиков по образцу какой-либо предмет. Для выполнения этого задания ребёнок должен уметь синтезировать отдельные части в целый предмет.

 

Трудности выполнения ребёнком старшего дошкольного возраста хотя бы нескольких из приведённых выше заданий будет свидетельствовать о несформированности у него зрительно - пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза, а значит и о наличии явных предпосылок оптической дисграфии. Эти предпосылки обязательно должны быть устранены до начала школьного обучения.

Практика убеждает нас в том, что если в дошкольном возрасте проводить профилактическую работу по оптической дисграфии и дислексии, то в школьном возрасте детям не нужна логопедическая помощь. Значит, нужно сделать всё возможное для того, чтобы «убрать» предпосылки оптической дисграфии и дислексии до начала обучения в школе.

 

б) Устранение предпосылок оптической дисграфии

Профилактика оптической дисграфии, заключается в устранении выявленных её предпосылок, и должна быть направлена на преодоление отставания в развитии у ребёнка зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.

Развитие представлений о форме и величине предметов

1. Упражнение. Указав на квадрат (или треугольник, овал и пр.),  расположенный в верхнем ряду, попросить найти такую же фигуру в нижнем ряду. Продолжать выполнять эту работу до тех пор, пока ребёнок не усвоит все геометрические формы и их названия.

2. Упражнение. Попросить показать большое, маленькое и среднее яблоко, а так же два одинаковых по величине яблока. Затем показывая поочерёдно на каждое из яблок, попросить назвать их величину (большое, среднее, маленькое, среднее). Показав в заключении на два одинаковых по размеру яблока, постараться получить от ребёнка соответствующее словесное обозначение («одинаковые»).

 

3. Упражнение. Аналогично сравниваем предметы по высоте, толщине, длине, ширине. И закрепляем соответствующие им словесные обозначения «толстый – тонкий», «высокий – низкий», «длинный – короткий», «широкая – узкая».

 

 

 

2. Игры на развитие у ребёнка зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза

 

Работа над пространственными предлогами

Особый раздел составляет работа над пространственными предлогами. При помощи которых выражается расположение предметов в пространстве по отношению друг к другу. Прежде всего нужно в доступной форме (на реальных предметах и на картинках) объяснить смысловое значение основных предлогов.

Игры на закрепление умений правильно употреблять предлоги

 

Ориентировка в правой и левой сторонах пространства

Очень важным показателем сформированности или несформированности у ребёнка пространственных представлений является его умение ориентироваться в правой и левой сторонах пространства. В этом плане необходимо добиваться того, чтобы до начала школьного обучения ребёнок мог без затруднений выполнять следующие упражнения.

1. Упражнение

Попросить ребёнка поднять вверх правую руку. При правильном выполнении им этого задания попросить его показать правой рукой левый глаз, левой рукой правое ухо, левой рукой левую ногу. В случае затруднений при выполнении этих заданий необходимо добиться чёткой ориентировки ребёнка в правой и левой сторонах своего тела.

2. Упражнение

Поработайте над тем, чтобы ребёнок научился ориентироваться в правой и левой сторонах окружающего пространства по отношению к нему самому (умение, определять справа или слева от него находятся расположенные в комнате различные предметы.

3. Упражнение

Встать напротив ребёнка и попросить его показать сначала его правую руку, а затем вашу, его левый глаз, а затем ваш и т.д.. После этого дать ребёнку игрушку и попросить показать правую и левую руку у петрушки. Это задание является самым сложным, и нередко оно становится доступным лишь детям младшего школьного возраста. И тем не менее нужно постепенно добиваться правильного его выполнения.

Успешное выполнение упражнений №1 – 3 даст ребёнку возможность избежать «зеркальности» в изображении букв и цифр. Однако для окончательного достижения этой цели необходимо ещё и, чисто практически, приучать его правильно ориентироваться на листе бумаги – начинать писать буквы или цифры с левого верхнего угла и заполнять строчку в направлении слева направо. Кроме того, элементы знакомых ребёнку печатных букв обязательно должны писаться сверху вниз, а не наоборот, и каждый элемент к любой конкретной букве должен приписываться только справа (например, букву Ю нельзя начинать писать с овала).

Игры на ориентирование правой и левой сторон пространства

Узнавание букв в усложнённых условиях

Если ребёнок дошкольного возраста уже знаком с печатными буквами, то очень полезно поупражнять его в выполнении следующих заданий: Назвать буквы сходные по начертанию, заштрихованные, недописанные, наложенные друг на друга, необычно расположенные и т.д.

Все эти задания проводятся в виде игры, они помогут ребёнку создать в своём воображении устойчивые образы букв, не смотря ни на какие «помехи». Это и будет наилучший способ профилактики оптической дисграфии.

Игры на предупреждение оптической дисграфии

 Заключение

Предложенные упражнения и игры способствуют развитию зрительного гнозиса, формированию пространственных представлений. Одной из приоритетных задач логопедов и педагогов является своевременное выявление, профилактики и коррекции оптической дисграфии, что не позволит допустить перехода ошибок в начальное звено школы.

 

 " Шпаргалка для родителей".

 

При затруднениях в речи у ребенка возникает повышенная мышечная напряженность как в органах артикуляции, так и во всем теле. Детям с речевой патологией свойственно нарушение равновесия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство. Система расслабляющих упражнений помогает снять у ребенка чрезмерное мышечное и эмоциональное напряжение. Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим - сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Состояние спокойствия в большей мере обеспечивается общим мышечным расслаблением.

Главное условие для естественной речи- это мышечная и эмоциональная раскованность!

Взрослые всегда должны помнить, что мышечная релаксация и внутреннее  спокойствие- необходимые условия для исправления речи.

Сядем ближе к краю стула, обопремся о спинку. Руки свободно положим на колени, ноги слегка расставим.

Внимание!

Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать,

Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая- очень легкая, простая:

Замедляется движенье, исчезает напряженье...

И становится понятно: расслабление приятно!

              Руки на коленях, кулачки сжаты,

             Крепко, с напряженьем, пальчики прижаты.

             Пальчики сильней сжимаем- отпускаем, разжимаем.

             Знайте, девочки и мальчики: отдыхают ваши пальчики!

Дышится легко...ровно...глубоко...Напряженье улетело, и расслаблено все тело.

                  Начинаем новое упр-е. представим, что мы надуваем воздушный шар. Положите руки на живот.

Вот как шарик надуваем! А рукою проверяем.(вдох)

Шарик лопнул - выдыхаем, наши мышцы расслабляем!

Дышится легко...ровно...глубоко...

Работа по развитию дыхательной функции и речевого дыхания у детей с нарушениями речи.

Инструкция: положим игрушку на живот и посмотрим, как она поднимается, когда ты делаешь вдох, и опускается, когда ты делаешь выдох.

·       Качаю рыбку на волне, то вверх (вдох), то вниз (выдох) плывет ко мне.

·       Качели вверх, качели вниз - крепче, куколка, держись!

Инструкция: положи ладонь на то место, где раньше лежала игрушка.

·       Бегемотики лежали, бегемотики дышали.

То животик поднимается (вдох), то животик опускается (выдох)

 

Инструкция: сядь, положи ладонь на живот и почувствуй, как он поднимается и опускается.

·       Сели бегемотики, потрогали животики.

То животик поднимается, то животик опускается.

 

 

 

Требования к речевому дыханию

1. Говорить только на выдохе.

2. Вдох и выдох делать только через рот, дышать бесшумно и тихо.

3. Вдох легкий и короткий. Выдох длинный, но экономный.

4. При вдохе живот выпячивается, при выдохе живот опадает.

5. Грудь спокойна.

6. Плечи неподвижны.

7. Нет паузы между вдохом и выдохом, они непрерывно должны следовать друг за другом.

8. Большая часть выдоха падает на ударную гласную.

9. на одном выдохе надо произносить не больше трех-четырех слов, но слитно, "цепляя" их друг за другом.

10. В длинном предложении надо делать остановки по смыслу и после нового вдоха продолжать фразу дальше.

11. Во время речи мышцы шеи, рук, живота и груди не должны быть напряжены.

 

 

Основные требования к речевому дыханию

• Не начинайте говорить, не сделав вдоха, говорите только на выдохе.

• Вдох и выдох делайте через рот, стараясь дышать неслышно, бесшумно.

• Вдох должен быть легким и коротким, а выдох — длительным и экономным.

При вдохе выпячивается живот и расширяются нижние ребра; при выдохе живот опадает, а ребра занимают исходное положение.

• Грудь во время дыхания не работает активно: не поднимается при вдохе и не опускается при выдохе.

• Плечи должны быть совершенно неподвижны.

• После выдоха перед новым вдохом необходимо сделать остановку на 2 — 3 секунды.

• Выдыхаемый воздух надо расходовать в основном на гласные звуки.

• Следите, чтобы в процессе речевого дыхания не было никакого напряжения мышц в области шеи, рук, живота, груди.

• Бережно и экономно расходуйте выдыхаемый воздух, не допускайте утечки воздуха между словами.

Дата последнего обновления страницы 17.09.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»