Консультация для родителей учитель-логопед: Майсак Татьяна Александровна

                                                                                        
 

 

 

ГБДОУ

детский сад № 68

Калининского района

Санкт-Петербурга

наш девиз:

"Сердце отдаем детям"

Консультация для родителей

учитель-логопед:

Майсак Татьяна Александровна

 

 

«Формирование словаря детей дошкольного возраста»

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми и успешно обучаться в школе. Поэтому развитие словаря является одной из важных задач развития речи, как у детей с нормальным речевым развитием, так и с общим недоразвитием речи. Принципиальная разница заключается в том, что у ребенка без речевой патологии усвоение слов может происходить спонтанно, для детей с нарушениями требуется планомерная и систематическая работа. Она ведется в процессе ознакомления ребенка с окружающим миром на основе активной познавательной деятельности детей и охватывает следующие направления:

·                обогащение словаря;

·                уточнение словаря;

·                активизация словаря;

·                избавление от нелитературных слов.

Обогащение словаря  идет в первую очередь за счет знаменательных слов, которые отбирают, готовясь к занятию, а вы закрепляете дома.

Уточнение словаря понимается, как овладение точностью и выразительностью языка. Рассмотрим на простом примере: дождь моросит, накрапывает (падает мелкими каплями), идет, льет.

   Активизация словаря – увеличение количества слов, используемых в речи, значение которых точно понимается ребенком. В процессе этой работы ребенка необходимо побуждать к употреблению наиболее точных, подходящих по смыслу слов. Для этой цели используются различные дидактические игры, словесно-логические упражнения.

Необходимо помнить, что все слова в языке не являются изолированными единицами, а соединяются друг с другом различными смысловыми связями, образуя сложную систему. Т.е. вокруг одного слова формируется целое семантическое поле, представляющее собой объединение различных частей речи, значения которых имеют один общий семантический признак.

При закреплении с ребенком материала по изученной лексической теме родители могут успешно использовать следующую схему (Приложение 1).

Ядром семантического поля может быть, как существительное, так и прилагательное и глагол. В зависимости от того какая часть речи окажется в центре, несколько изменится и периферия поля.

Знакомство со словами, обозначающими действия предметов, лучше начинать, основываясь на активной деятельности детей. Взрослый предлагает ребенку выполнить действия: попрыгать, побегать, похлопать, потопать и т.д., затем делает вывод: прыгал, бегал, хлопал, топал – это слова, называющие действия. К ним ставится вопрос «Что делал?» и просит подобрать еще слова, называющие действия.

Знакомство со словами, обозначающими действие предмета, начинается со знакомства с органами чувств ребенка. В силу наглядно-действенного и наглядно-образного характера мышления ребенок овладевает, прежде всего, словами-признаками доступными для его деятельности, характеризующими качества и свойства предметов. Поэтому особое внимание следует уделять усвоению прилагательных, имеющих отвлеченное значение (прекрасный, смелый и т.д.).

 Необходимо обращать внимание на многозначность слов, например:

Игла - заостренный металлический стержень с ушком для вдевания нити, используемый для шитья;

Игла - острый шпиль здания;

Игла – видоизмененные листья хвойных растений.

Приложение 2 является примером семантического поля слова «друг».

Хочу отметить, что все предложенные игры, строятся на этой схеме. Они не требуют особой подготовки с вашей стороны, большого количества демонстрационного материала и много времени.

Примерами дидактических словесных игр могут быть следующие:

«Подбери признак»

- Хлеб какой? (свежий, черствый, ароматный, ржаной, многозерновой, подгорелый, нарезной и т.д.)

«Подбери действие»

Хлеб… выращивают, выпекают, хранят, нарезают, подсушивают, поджаривают

«Слова-родственники»

Подбор однокоренных слов к слову «хлеб»: хлебороб, хлебозавод, хлебный, хлебница, нахлебник, хлебобулочные, хлеборезка.

 «Угадай по признаку»

Сильный, пронизывающий, холодный…(ветер)

Кислый, ароматный, желтый…(лимон)

«О чем  можно сказать?»

Свежий, свежая, свежие, свежее (хлеб, новости, дыхание, ветер)

Черствый (хлеб, человек)
          Острый, острая  (язык, игла).

«Угадай по действию»

Охотится, рыщет, воет …(волк)

Шьют, надевают, носят, стирают, чистят, сушат, гладят и т.д. (одежду)

«Назови одним словом»

Стол, буфет, кресло…

Мак, роза, тюльпан…

«Скажи наоборот» : чистая – грязная, новая - старая, сырая - сухая и т.д.

«Ассоциации»

 Эта игра помогает детям развить память, пополнить активный словарный запас. В этой игре не только активизируется словарь дошкольников, но и развивается память, внимание и мышление. Удобна она и тем, что освоив эту игру с участием взрослого, дети смогут позже играть в нее самостоятельно. Ассоциацией может быть слово любой части речи, главное, чтобы ребенок мог объяснить свой выбор. Например: Луна – круглая – тарелка – стеклянная – разбиваться и т.д.

    Одним из приемов по развитию словаря является привлечение внимания ребенка к «говорящему» звучанию слова. Приведу пример в рамках лексической темы «Дары леса». Задайте ребенку вопрос: «Послушай и предположи, почему так называются: подосиновик, подберезовик, боровик, лисичка, волнушка. Какие слова спрятались в слове сыроежка?».

Старайтесь использовать любую возможность по обогащению словаря ребенка. Читая ребенку книгу, просматривая с ним телепередачу, выполняя задание на автоматизацию звуков, не забывайте объяснять ребенку значение незнакомых слов. Возможно, первое время Вам придется самостоятельно выяснять у ребенка, знает ли он то или иное слово, но через некоторое время Вы увидите, что у Вашего ребенка появился интерес к слову.

Дата последнего обновления страницы 26.07.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»