Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании в условиях внедрения ФГОС

                                                                                        
 

 

 

ГБДОУ

детский сад № 68

Калининского района

Санкт-Петербурга

наш девиз:

"Сердце отдаем детям"

Здоровьесберегающие технологии

в дошкольном образовании

в условиях внедрения

ФГОС

 

Здоровье – бесценный дар, потеряв его в молодости не найдёшь до самой старости.

Так гласит народная мудрость.

 

 

       Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема

 

1.1. Принципы и методы формирования здорового образа жизни детей

 

1.2. Организационные аспекты ЗОЖ

 

 

 

1.1. Принципы и методы формирования здорового образа жизни детей

 

Здоровье и образ жизни

В большой медицинской энциклопедии здоровье трактуется как состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с вешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения.

Согласно определению ВОЗ, «здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни или физических дефектов».

Понятие здоровья отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания.

Компоненты здоровья:

·               Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями.

·               Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

·               Психологическое здоровье – состояние психической сферы, основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию.

·               Нравственное здоровье – комплекс характеристик мотивационной и потребностно – информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.

 Критериями здоровья являются:

·               для соматического и физического здоровья – я могу;

·               для психического – я хочу;

·               для нравственного – я должен.

Признаками здоровья являются:

·               специфическая (иммунная) и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов;

·               показатели роста и развития;

·               функциональное состояние и резервные возможности организма;

·               наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития;

·               уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

Здоровье человека зависит  20% от наследственных факторов, 20% - это внешнесредовых условий, т.е. экологии, 10% от деятельности системы здравоохранения. А 50%? зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.

Образ жизни – биосоциальная категория, характеризующая трудовой деятельностью, бытом, формой удовлетворения материальных и духовных потребностей, правилами индивидуального и общественного поведения, человека. Образ жизни – это как характеристика индивида,  то же время уровень общественного прогресса. Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни.

Уровень жизни – это в первую очередь экономическая категория, представляющая степень удовлетворения материальных, духовных и культурных потребностей человека. Под качеством жизни понимают степень комфорта в удовлетворении человеческих потребностей (преимущественно социальная категория).

Стиль жизни характеризует поведенческие особенности жизни человека, т.е. определенный стандарт, под который подстраивается психология и психофизиология личности (социально-психологическая категория). Здоровье человека в первую очередь зависит от стиля жизни, который в большей степени носит личный характер и определяется историческими и национальными традициями (менталитет) и личностными наклонностями (образ).

Здоровый образ жизни

Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.

В основе здорового образа жизни лежат как биологические, так и социальные принципыБиологические принципы - образ жизни должен быть :

-   возрастной;

-    укрепляющий;

-    обеспечен энергетически;

-     ритмичным;

-     аскетичным.

 Социальные принципы - образ жизни должен быть:

-    эстетичным;

-    нравственным;

-    волевым;

-    самоограничительным.

Реализация этих принципов весьма сложна, часто носит противоречивый характер и не всегда приводит к желаемому результату, что обусловлено, прежде всего, тем, что в государстве пока еще не выражена в достаточной степени положительная мотивация здоровья.Так как здоровье не занимает первое место в иерархии человеческих потребностей. 

 

ЗОЖ это:

1.            оптимальный двигательный режим;

2.            рациональное питание;

3.            закаливание;

4.            личная гигиена;

5.            положительные эмоции.

Человек как единство биологического и социального

Современный человек с самого рождения представляет собой биосоциальное единство. Он появляется на свет с не полностью сформированными анатомофизиологическими качествами, которые до развиваются при его жизни в социуме. Полностью в этот мир вводит человека именно общество, которое наполняет его поведение социальным содержанием.

Сознание не является нашим природным достоянием.  Сознательные психические явления формируются в течение жизни в результате воспитания, обучения, активного овладения языком, культурой.

Обретение социальных качеств человеком происходит в процессе социализации: то, есть результат освоения культурных ценностей, которые имеются в конкретном обществе. Одновременно это и  воплощение внутренних возможностей личности.

Общество и человек неотделимы друг от друга и в биологическом, и в социальном плане.  Человек вышел из природы, но существует как человек только благодаря обществу, формируется в нем и формирует его своей деятельностью.

Что позволило человеку выделиться из животного мира? Основные факторы антропогенеза можно разделить следующим образом:

·               биологические факторы — прямохождение, развитие руки, большой и развитый мозг, способность к членораздельной речи;

·               основные социальные факторы — труд и коллективная деятельность, мышление, язык и общение, нравственность.

Труд из перечисленных выше факторов сыграл ведущую роль в процессе становления человека; на его примере проявляется взаимосвязь остальных биологических и социальных факторов.

Под биологическими особенностями подразумевается - то, что сближает человека с животным  — наследственные признаки; наличие инстинктов (самосохранения, полового и др.); эмоции; биологические потребности (дышать, питаться, спать и т.д.); сходные с другими млекопитающими физиологические особенности (наличие одинаковых внутренних органов, гормонов, постоянная температура тела); возможность использовать природные предметы; приспособление к окружающей среде, продолжение рода.

Каждый человек уникален и это тоже предопределено его природой, в частности, неповторимой совокупностью генов, наследуемых им от родителей. Необходимо также сказать и о том, что физические различия, существующие между людьми, в первую очередь предопределены биологическими различиями (два пола женский и мужской;  физические различия — цвет кожи, глаз, строение тела). Но в целом  люди нашей планеты равны.

Социальные особенности характерны исключительно для человека — способность производить орудия труда; членораздельная речь; язык; социальные потребности (общение, привязанность, дружба, любовь); духовные потребности (моральрелигия, искусство); осознание своих потребностей; деятельность (трудовая, художественная и т.п.) как способность преобразовывать мир; сознание; способность мыслить; творчество; созидание; целеполагание.

В настоящее время в науке утвердилось мнение о биосоциальной природе человека. При этом социальное не только не принижается, но отмечается его решающая роль в выделении Homo sapiens из мира животных и его превращение в социальное существо.

Социальное в человеке — это прежде всего орудийно -производственная деятельность, коллективистские формы жизни с разделением обязанностей между индивидами, язык, мышление, общественная и политическая деятельность. Как же соотносится биологическое и социальное при определении сущности и природы человека? Только в единстве. В целом  существование Homo sapiens обеспечивается единством биологического и социального.

Человека нельзя сводить исключительно к общественным качествам, поскольку для его развития необходимы биологические предпосылки. Но нельзя свести его и к биологическим особенностям, так как личностью можно стать только в обществе. Биологическое и социальное нераздельно слито в человеке, что делает его особым биосоциальным существом.

Личностно-мотивационная установка на реализацию возможностей и способностей

Приобщение человека к ЗОЖ следует начинать с формирования у него мотивации здоровья. Забота о здоровье, его укреплении должна стать ценностным мотивом, формирующим, регулирующим и контролирующим образ жизни человека. Образ жизни каждого человека определяет его представления о смысле жизни, отношение к окружающему миру, к себе, к своему здоровью. И предполагает осознанную мотивацию здоровья.

Мотивация здоровья формируется на базе двух важных принципов — возрастного, согласно которому воспитание мотивации здоровья необходимо начинать с раннего детства, и деятельностного, по которому мотив здоровья следует создавать через оздоровительную деятельность по отношению к себе, т.е. формировать новые качества путем упражнений. На основе этой осознанной мотивации формируется собственный стиль здорового поведения и  определяется разными мотивами:

Мотивация самосохранения: человек не совершает того или иного действия, зная, что оно угрожает его здоровью и жизни;

Мотивация подчинения этнокультурным требованиям: человек подчиняется этнокультурным требованиям потому, что хочет быть равноправным членом общества и жить в гармонии с его членами.Национальные полезные привычки передавались в определенном этносе от поколения к поколению в виде табу или традиций;

Мотивация получения удовольствия от здоровья: эта простая гедоническая (наслажденческая) мотивация, ибо ощущение здоровья приносит радость. Чтобы испытать это чувство, человек стремится быть здоровым;

Мотивация самосовершенствования: выражается в осознании того, что, будучи здоровым, можно подняться на более высокую ступень общественной лестницы. Эта мотивация необходима для конкурентоспособности;

Мотивация маневрирования: она сводится к тому, что здоровый человек сможет по своему усмотрению изменять свою роль и свое местоположение в сообществе; чувствовать себя свободным независимо от внешних условий;

Мотивация сексуальной реализации формулируется так: «Здоровье дает мне возможность для сексуальной гармонии»;

Мотивация достижения максимально возможной комфортности, сущность которой сводится к тому, что здорового человека не беспокоит физическое и психологическое неудобств.

Основными условиями формирования здорового образа жизни у дошкольников и школьников, выделенными на основе понимания ЗОЖ как основного фактора здравосозидающего поведения воспитанников, и создаваемыми в учебном процессе являются:

- формирование знаний у детей и подростков о здоровье, ЗОЖ, о собственном здоровье, о здоровых и вредных привычках растущего человека, о нормальном нравственном и отклоняющемся поведении;

- организованная двигательная активность воспитанников и учащихся в условиях использования специально разработанных методик и технологий формирования здорового образа жизни;

- формирование ценностного отношения к здоровью, здоровому образу жизни;

- формирование здоровых навыков и привычек.

Данные условия позволяют реализовать целевую установку, принципы, структурные компоненты и критерии оценки эффективности формирования ЗОЖ младшего школьника.

 

Формирование здорового образа жизни школьников - основа профилактики заболеваний

Хронические заболевания - это заболевания внутренних органов, которыми люди болеют длительное время.

Профилактические мероприятия по ЗОЖ с целью профилактики хронических заболеваний ведутся в трех направлениях:

1) организация учебно-воспитательного процесса в соответствии с анатомо-физиологическими особенностями учащихся;

2) повышение функциональных возможностей растущего организма средствами физической культуры;

3) дифференцированные режимы в сочетании с лечебными мероприятиями для детей группы риска.

Все три направления предусматриваются годовым планом работы врача школы, обсужденным на педагогическом совете. Количество современных школьников с хроническими заболеваниями увеличиваются каждый год. Основной причиной возникновения таких заболеваний является то, что школьники все меньше двигаются. Школьные уроки физкультуры компенсируют лишь около 10% необходимой двигательной активности.

Увеличение ежедневной двигательной активности школьников посредством физических упражнений и подвижных игр положительно сказывается на предотвращении утомления и сохранении у них умственной работоспособности в течение всего учебного года, является профилактикой хронических заболеваний.

Нарушение осанки, слабость опорно-двигательного аппарата, ожирение — вот наиболее частые и явные признаки нехватки движения; самым нежелательным образом отражается такая нехватка на сердечно-сосудистой системе ребенка.

 Установлено, что уроки средней трудности наименее утомительны для учащихся. Уроки малой трудности ниже учебных возможностей детей. Они не интересны и утомительны. Урок .облегчается, если на нем многократно чередуются разные виды деятельности. 

Основы ЗОЖ должны включать в себя создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих духовное развитие каждого ребенка, его душевный комфорт, как непременное условие психического здоровья.

 Здоровый образ жизни является интегративным качеством в структуре становления личности школьников, представляющей собой совокупность ценностных ориентацией личности на формирование, сохранение и укрепление своего здоровья, профилактики хронических заболеваний.

Этапы обучения и формирования устойчивых навыков ЗОЖ

1-й этап - выработка навыков на основе использования той информации, которую получает обучающийся в повседневной жизни.

2-й этап - изменение отношения к своему здоровью и к вредным привычкам. Здесь очень важно подготовить ребенка к принятию правильного решения на основе всеобъемлющей информации.Формирование собственного стиля поведения школьника во многом базируется на поиске примера для подражания.

3-й этап - принятие решения. Обучаемый должен самостоятельно сделать выбор в пользу здорового образа жизни, и педагогу следует ему в этом помочь.

4-й этап – решение принято подростком. Значение этого этапа принятое решение воплощать в жизнь и формировать стиль жизни, поддерживающий здоровый образ жизни.

Воспитание высокой санитарной культуры населения - одной из составных частей здорового образа жизни. В формировании санитарной культуры ведущая роль принадлежит комплексу мероприятий по гигиеническому воспитанию и обучению, что закреплено в законодательном порядке. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержит специальную статью 36 «Гигиеническое воспитание и обучение».

 

 

 

1.2. Организационные аспекты ЗОЖ

 

Общая характеристика здоровья как нормального состояния организма

При установлении факта состояния здоровья или болезни нередко прибегают к понятию «норма».

Норма — состояние оптимальной жизнедеятельности организма в конкретных условиях его существования.

Здоровье ребенка оценивается по шести критериям:

генеалогический

физическое развитие

нервно-психическое развитие

устойчивость к инфекционным заболеваниям

функциональное состояние организма

наличие хронических заболеваний или врожденных пороков развития.

Генеалогический метод оценки здоровья ребенка основывается на сборе данных о заболеваниях в семье, в роду, с указанием типа родственных связей между членами родословной.

Физическое развитие это физическое состояние организма, которое обусловлено нормальным функционированием всех его органов и системы в целом. Это основной компонент здорового образа жизни.

Нервно-психическое развитие - отображает становление разных отделов нервной системы в определенные периоды жизни.

Устойчивость к инфекционным заболеваниям определяется по количеству острых инфекционных заболеваний у детей на протяжении одного года жизни.

Устойчивость считается:

высокой при кратности острых заболеваний  0-3 раза в год

сниженной при кратности острых заболеваний  4-7 раз в год

резко сниженной при кратности острых заболеваний  8 и более раз в год

К группе часто болеющих детей относятся:

1 год жизни — 4 острых заболеваний в год и более;

2-3 года жизни — 6 острых заболеваний в год и более.

Уровень функционального состояния организма определяется по анализам крови и показателям артериального давления, которое начинают измерять в трехлетнем возрасте. Оценивается также половое развитие ребенка — мальчиков с 11 лет, у девочек с 9 лет.

Группы здоровья

1 группа - здоровые дети, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций;

2 группа - здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям;

3 группа - дети, больные хроническими заболеваниями в стадии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями организма;

4 группа - дети, больные хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями организма;

5 группа - дети, больные хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма.

 

Проблемы здоровья учащихся различных возрастных групп

Во всех дошкольных возрастных периодах преимущественно из-за нездорового образа жизни к началу школьной жизни отставание биологического возраста от паспортного у 50-60% детей может достигать 1-1,5 лет.

 Около 50% первоклассников имеют различные психосоматические заболевания, а 45% из них психически не готовы к усвоению учебной программы. 

У первоклассников-шестилеток по сравнению с начавшими учиться с семи лет выявляются высокие уровни заболеваемости, в том числе нервно-психическими расстройствами, а у 12-15% первых имеются нарушения в развитии речи.

У 65% учащихся начальной школы диагностируются нарушения осанки. Наблюдаются нарушения в деятельности сердечно-сосудистой, нервной, эндокринной, дыхательной систем и органов зрения; увеличивается число детей с замедленным физическим и психическим развитием, с низкой физической подготовленностью.

  В среднем звене общего школьного образования у 13% учащихся отмечается отставание в интеллектуальном развитии, а 25% из них испытывают затруднения в учебе и не могут полностью освоить программу общеобразовательной школы.

Около 90% детей средне школьного возраста имеют отклонения физического и психического здоровья. Отмечается рост заболеваемости по таким нозологическим формам: ожирение, миопия, плоскостопие, нервно-психические расстройства и аллергические заболевания, болезни ЛОР-органов и т.д.

У старшеклассников ухудшение здоровья связывают с нарушениями обмена веществ и психоэмоциональным напряжением, обусловленным как образовательным процессом, так и вредными привычками. У каждого второго старшеклассника отмечается наличие хронической патологии, число же здоровых учащихся к этому возрасту уменьшается в четыре раза.

Ведущее место среди патологических форм у учащихся занимают простудные заболевания (грипп, ОРЗ, болезни носоглотки и др.), распространенность которых повышается в осенне-зимние периоды. С первого по восьмой классы  в 5-7 раз возрастает число нарушений зрения, в два раза – осанки, в три раза – сколиоза.

Таким образом, в последние годы в России существенно снижается уровень здоровья детей дошкольного и школьного возрастов.

 

Основные признаки нарушения здоровья ребенка

Температура тела
Повышенная температура тела - один из основных типичных показателей нарушения физического здоровья ребенка. Есть особые случаи, например, температура высокая, а руки ледяные - признак повышенной возбудимости нервной системы (к невропатологу).

Повышенная потливость
Во сне ребенок часто потеет, в течение дня, даже при малоподвижном образе жизни, нижнее белье пропитывается потом и ладошки постоянно покрываются влагой - нарушение терморегуляции в организме ребенка плохо справляется с повседневными стрессами.

Спазмы (нервозность)
К явным проблемам, связанным с нервной системы, можно отнести: привычку ребенка теребить что-то в руках, грызть ноги, постоянно разговаривать во сне и, периодически, судорожно подергиваться всем телом. 

Приступы истерики
Малыш часто подвергается резким перепадам настроения, не умеет контролировать эмоции и устраивает длительные истерики - это не просто дурной характер, возможно это симптомы соответствуют повышенному внутричерепному давлению. 

Выпуклые глаза
Существует два, на первый взгляд не взаимосвязанных, признака: неестественно выпуклые глаза и учащенное сердцебиение. Это признаки о нарушении работы щитовидной железы.

Язык
Язык — это зеркало желудочно-кишечного тракта. Два основных признака нарушения желудочно - кишечного тракта: белый или желтый налет на поверхности языка и рыхлая структура языка - может быть причиной дисбактериоза. 

Шелушения на коже
При нехватке полезных бактерий в кишечнике, на теле может появиться сыпь, схожая с аллергической, а сама кожа становится сухой и начинает шелушиться.
Бледная кожа с проявлением вен
“Мраморная кожа” - отличается болезненной бледностью кожи, с близким к поверхности, расположением вен. При этом малыш быстро утомляется, раздражителен и часто испытывает головные боли - это симптомы нарушения деятельности вегетативной нервной системы.

Синяки под глазами
Чаще всего, так называемые “мешки под глазами” - признак нарушения работы почек.

Ногти и зубы
Проблемы с ногтями и зубами возникают в подростковом возрасте, в связи с нехваткой кальция в организме.

Плохой аппетит
Аппетит должен соответствовать затрачиваемой организмом энергией. Если ребенок “тихоня” и большую часть времени проводит дома, ему и энергию некуда будет девать - кушать он будет соответственно, а если малыш гиперактивен, то и режим питания ему не будет сложно соблюдать.

Недостаток веса
Парадокс: ребенок есть достаточно или даже много для растущего организма, а вес не набирает. И это не добрый знак, возможно малыш страдает психическими расстройствами или его мучают глисты.

Неспокойный сон
Ребенок, плохо засыпает - не беда. А вот частые пробуждения ночью, в совокупности с, промокшим от обильных потоотделении, бельём и периодическими судорогами – признак  проблем с нервной системой.

 

Влияние хронических соматических заболеваний

Проблема трудностей обучения в школе одна из самых сложных недостаточно изученных специалистами.

Следует отметить, что практически никогда не удается выделить одну отдельно взятую причину, будь то состояние здоровья, неблагоприятные социально-бытовые условия, дефекты воспитания, недостаточная готовность к обучению, индивидуальные особенности развития.

Трудности у детей с нарушениями здоровья будут различными, будет нарушено внимание, память, восприятие окружающего мира, могу иметься и нарушения со стороны эмоционально-волевой сферы.

Нервно-психическая сфера ребенка очень чувствительна к различным неблагоприятным воздействиям. Перенесенные заболевания, тем более повторные, психические переживания, непосильные эмоциональные, умственные, физические нагрузки, могут явиться причиной резкого ослабления функционального состояния нервной системы, привести к ухудшению психического здоровья, развитию так называемого астенического состояния.

Утомление у них выражается резко сниженной умственной работоспособностью, замедленным темпом деятельности. Необходимо ясно представлять себе, что лежит в основе нарушений, которые называют астеническим состоянием, и какие меры можем и должны принять мы, что можем сделать, чтобы помочь ребенку.

Нужно помнить, что в основе нарушений познавательной деятельности, а значит, и снижении успеваемости при астеническом состоянии лежит ослабление умственной работоспособности, а не истинная интеллектуальная недостаточность. Ребенок вовсе не глуп, как чаще всего считают, - просто темп деятельности, скорость усвоения материала, память снижены из-за общей ослабленности организма.

Астенические состояния (слабость, раздражительность, плаксивость, повышенная утомляемость и т.п.), трудности поведения, могу возникнуть у детей, перенесших различные инфекционные заболевания (грипп, корь, скарлатина и т.д.). Особенно неблагоприятно сказывается на состоянии нервной системы ребенка несколько заболеваний, перенесенных подряд. У этих детей в течение довольно длительного времени после заболевания отмечается низкая работоспособность, повышенная утомляемость, плаксивость, раздражительность, снижается успеваемость.

Можно на основе изложенного сделать вывод: причиной астенического состояния ребенка, являются частые заболевания. Они ослабляют организм, снижают его сопротивляемость. Чем больше такой ребенок занимается, чем больше старается и переживает, тем хуже здоровье и меньше успехи.

Главной помощью для таких детей является организация щадящего режима, полноценного сна и отдыха на воздухе, снижение учебной нагрузки, рациональная организация домашних учебных заданий (10 – 15 минут работы, 10 – 15 минут отдыха, лучше под музыку немного попрыгать, потанцевать).

 

 

Задание к контрольной работе:

 

Изучите нормативные документы

Скачайте Бланк для выполнения контрольной работы и заполните его

Отправьте на почту:

 dou68spb@yandex.ru

 

 

Бланк для выполнения контрольной работы (скачать)

 

 

 

 

 

 




Комментарии

 


Оставьте комментарий
Фамилия, имя, отчество
Ваш e-mail
Ваш статус
Ваш комментарий
Код:
Дата последнего обновления страницы 22.10.2019
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»