Здоровье – бесценный дар, потеряв его в молодости не найдёшь до самой старости.
Так гласит народная мудрость.
Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема
1.1. Принципы и методы формирования здорового образа жизни детей
1.2. Организационные аспекты ЗОЖ
1.1. Принципы и методы формирования здорового образа жизни детей
Здоровье и образ жизни
В большой медицинской энциклопедии здоровье трактуется как состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с вешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения.
Согласно определению ВОЗ, «здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни или физических дефектов».
Понятие здоровья отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания.
Компоненты здоровья:
· Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями.
· Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.
· Психологическое здоровье – состояние психической сферы, основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию.
· Нравственное здоровье – комплекс характеристик мотивационной и потребностно – информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.
Критериями здоровья являются:
· для соматического и физического здоровья – я могу;
· для психического – я хочу;
· для нравственного – я должен.
Признаками здоровья являются:
· специфическая (иммунная) и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов;
· показатели роста и развития;
· функциональное состояние и резервные возможности организма;
· наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития;
· уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.
Здоровье человека зависит 20% от наследственных факторов, 20% - это внешнесредовых условий, т.е. экологии, 10% от деятельности системы здравоохранения. А 50%? зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.
Образ жизни – биосоциальная категория, характеризующая трудовой деятельностью, бытом, формой удовлетворения материальных и духовных потребностей, правилами индивидуального и общественного поведения, человека. Образ жизни – это как характеристика индивида, то же время уровень общественного прогресса. Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни.
Уровень жизни – это в первую очередь экономическая категория, представляющая степень удовлетворения материальных, духовных и культурных потребностей человека. Под качеством жизни понимают степень комфорта в удовлетворении человеческих потребностей (преимущественно социальная категория).
Стиль жизни характеризует поведенческие особенности жизни человека, т.е. определенный стандарт, под который подстраивается психология и психофизиология личности (социально-психологическая категория). Здоровье человека в первую очередь зависит от стиля жизни, который в большей степени носит личный характер и определяется историческими и национальными традициями (менталитет) и личностными наклонностями (образ).
Здоровый образ жизни
Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.
В основе здорового образа жизни лежат как биологические, так и социальные принципы. Биологические принципы - образ жизни должен быть :
- возрастной;
- укрепляющий;
- обеспечен энергетически;
- ритмичным;
- аскетичным.
Социальные принципы - образ жизни должен быть:
- эстетичным;
- нравственным;
- волевым;
- самоограничительным.
Реализация этих принципов весьма сложна, часто носит противоречивый характер и не всегда приводит к желаемому результату, что обусловлено, прежде всего, тем, что в государстве пока еще не выражена в достаточной степени положительная мотивация здоровья.Так как здоровье не занимает первое место в иерархии человеческих потребностей.
ЗОЖ это:
1. оптимальный двигательный режим;
2. рациональное питание;
3. закаливание;
4. личная гигиена;
5. положительные эмоции.
Человек как единство биологического и социального
Современный человек с самого рождения представляет собой биосоциальное единство. Он появляется на свет с не полностью сформированными анатомофизиологическими качествами, которые до развиваются при его жизни в социуме. Полностью в этот мир вводит человека именно общество, которое наполняет его поведение социальным содержанием.
Сознание не является нашим природным достоянием. Сознательные психические явления формируются в течение жизни в результате воспитания, обучения, активного овладения языком, культурой.
Обретение социальных качеств человеком происходит в процессе социализации: то, есть результат освоения культурных ценностей, которые имеются в конкретном обществе. Одновременно это и воплощение внутренних возможностей личности.
Общество и человек неотделимы друг от друга и в биологическом, и в социальном плане. Человек вышел из природы, но существует как человек только благодаря обществу, формируется в нем и формирует его своей деятельностью.
Что позволило человеку выделиться из животного мира? Основные факторы антропогенеза можно разделить следующим образом:
· биологические факторы — прямохождение, развитие руки, большой и развитый мозг, способность к членораздельной речи;
· основные социальные факторы — труд и коллективная деятельность, мышление, язык и общение, нравственность.
Труд из перечисленных выше факторов сыграл ведущую роль в процессе становления человека; на его примере проявляется взаимосвязь остальных биологических и социальных факторов.
Под биологическими особенностями подразумевается - то, что сближает человека с животным — наследственные признаки; наличие инстинктов (самосохранения, полового и др.); эмоции; биологические потребности (дышать, питаться, спать и т.д.); сходные с другими млекопитающими физиологические особенности (наличие одинаковых внутренних органов, гормонов, постоянная температура тела); возможность использовать природные предметы; приспособление к окружающей среде, продолжение рода.
Каждый человек уникален и это тоже предопределено его природой, в частности, неповторимой совокупностью генов, наследуемых им от родителей. Необходимо также сказать и о том, что физические различия, существующие между людьми, в первую очередь предопределены биологическими различиями (два пола женский и мужской; физические различия — цвет кожи, глаз, строение тела). Но в целом люди нашей планеты равны.
Социальные особенности характерны исключительно для человека — способность производить орудия труда; членораздельная речь; язык; социальные потребности (общение, привязанность, дружба, любовь); духовные потребности (мораль, религия, искусство); осознание своих потребностей; деятельность (трудовая, художественная и т.п.) как способность преобразовывать мир; сознание; способность мыслить; творчество; созидание; целеполагание.
В настоящее время в науке утвердилось мнение о биосоциальной природе человека. При этом социальное не только не принижается, но отмечается его решающая роль в выделении Homo sapiens из мира животных и его превращение в социальное существо.
Социальное в человеке — это прежде всего орудийно -производственная деятельность, коллективистские формы жизни с разделением обязанностей между индивидами, язык, мышление, общественная и политическая деятельность. Как же соотносится биологическое и социальное при определении сущности и природы человека? Только в единстве. В целом существование Homo sapiens обеспечивается единством биологического и социального.
Человека нельзя сводить исключительно к общественным качествам, поскольку для его развития необходимы биологические предпосылки. Но нельзя свести его и к биологическим особенностям, так как личностью можно стать только в обществе. Биологическое и социальное нераздельно слито в человеке, что делает его особым биосоциальным существом.
Личностно-мотивационная установка на реализацию возможностей и способностей
Приобщение человека к ЗОЖ следует начинать с формирования у него мотивации здоровья. Забота о здоровье, его укреплении должна стать ценностным мотивом, формирующим, регулирующим и контролирующим образ жизни человека. Образ жизни каждого человека определяет его представления о смысле жизни, отношение к окружающему миру, к себе, к своему здоровью. И предполагает осознанную мотивацию здоровья.
Мотивация здоровья формируется на базе двух важных принципов — возрастного, согласно которому воспитание мотивации здоровья необходимо начинать с раннего детства, и деятельностного, по которому мотив здоровья следует создавать через оздоровительную деятельность по отношению к себе, т.е. формировать новые качества путем упражнений. На основе этой осознанной мотивации формируется собственный стиль здорового поведения и определяется разными мотивами:
Мотивация самосохранения: человек не совершает того или иного действия, зная, что оно угрожает его здоровью и жизни;
Мотивация подчинения этнокультурным требованиям: человек подчиняется этнокультурным требованиям потому, что хочет быть равноправным членом общества и жить в гармонии с его членами.Национальные полезные привычки передавались в определенном этносе от поколения к поколению в виде табу или традиций;
Мотивация получения удовольствия от здоровья: эта простая гедоническая (наслажденческая) мотивация, ибо ощущение здоровья приносит радость. Чтобы испытать это чувство, человек стремится быть здоровым;
Мотивация самосовершенствования: выражается в осознании того, что, будучи здоровым, можно подняться на более высокую ступень общественной лестницы. Эта мотивация необходима для конкурентоспособности;
Мотивация маневрирования: она сводится к тому, что здоровый человек сможет по своему усмотрению изменять свою роль и свое местоположение в сообществе; чувствовать себя свободным независимо от внешних условий;
Мотивация сексуальной реализации формулируется так: «Здоровье дает мне возможность для сексуальной гармонии»;
Мотивация достижения максимально возможной комфортности, сущность которой сводится к тому, что здорового человека не беспокоит физическое и психологическое неудобств.
Основными условиями формирования здорового образа жизни у дошкольников и школьников, выделенными на основе понимания ЗОЖ как основного фактора здравосозидающего поведения воспитанников, и создаваемыми в учебном процессе являются:
- формирование знаний у детей и подростков о здоровье, ЗОЖ, о собственном здоровье, о здоровых и вредных привычках растущего человека, о нормальном нравственном и отклоняющемся поведении;
- организованная двигательная активность воспитанников и учащихся в условиях использования специально разработанных методик и технологий формирования здорового образа жизни;
- формирование ценностного отношения к здоровью, здоровому образу жизни;
- формирование здоровых навыков и привычек.
Данные условия позволяют реализовать целевую установку, принципы, структурные компоненты и критерии оценки эффективности формирования ЗОЖ младшего школьника.
Формирование здорового образа жизни школьников - основа профилактики заболеваний
Хронические заболевания - это заболевания внутренних органов, которыми люди болеют длительное время.
Профилактические мероприятия по ЗОЖ с целью профилактики хронических заболеваний ведутся в трех направлениях:
1) организация учебно-воспитательного процесса в соответствии с анатомо-физиологическими особенностями учащихся;
2) повышение функциональных возможностей растущего организма средствами физической культуры;
3) дифференцированные режимы в сочетании с лечебными мероприятиями для детей группы риска.
Все три направления предусматриваются годовым планом работы врача школы, обсужденным на педагогическом совете. Количество современных школьников с хроническими заболеваниями увеличиваются каждый год. Основной причиной возникновения таких заболеваний является то, что школьники все меньше двигаются. Школьные уроки физкультуры компенсируют лишь около 10% необходимой двигательной активности.
Увеличение ежедневной двигательной активности школьников посредством физических упражнений и подвижных игр положительно сказывается на предотвращении утомления и сохранении у них умственной работоспособности в течение всего учебного года, является профилактикой хронических заболеваний.
Нарушение осанки, слабость опорно-двигательного аппарата, ожирение — вот наиболее частые и явные признаки нехватки движения; самым нежелательным образом отражается такая нехватка на сердечно-сосудистой системе ребенка.
Установлено, что уроки средней трудности наименее утомительны для учащихся. Уроки малой трудности ниже учебных возможностей детей. Они не интересны и утомительны. Урок .облегчается, если на нем многократно чередуются разные виды деятельности.
Основы ЗОЖ должны включать в себя создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих духовное развитие каждого ребенка, его душевный комфорт, как непременное условие психического здоровья.
Здоровый образ жизни является интегративным качеством в структуре становления личности школьников, представляющей собой совокупность ценностных ориентацией личности на формирование, сохранение и укрепление своего здоровья, профилактики хронических заболеваний.
Этапы обучения и формирования устойчивых навыков ЗОЖ
1-й этап - выработка навыков на основе использования той информации, которую получает обучающийся в повседневной жизни.
2-й этап - изменение отношения к своему здоровью и к вредным привычкам. Здесь очень важно подготовить ребенка к принятию правильного решения на основе всеобъемлющей информации.Формирование собственного стиля поведения школьника во многом базируется на поиске примера для подражания.
3-й этап - принятие решения. Обучаемый должен самостоятельно сделать выбор в пользу здорового образа жизни, и педагогу следует ему в этом помочь.
4-й этап – решение принято подростком. Значение этого этапа принятое решение воплощать в жизнь и формировать стиль жизни, поддерживающий здоровый образ жизни.
Воспитание высокой санитарной культуры населения - одной из составных частей здорового образа жизни. В формировании санитарной культуры ведущая роль принадлежит комплексу мероприятий по гигиеническому воспитанию и обучению, что закреплено в законодательном порядке. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержит специальную статью 36 «Гигиеническое воспитание и обучение».
1.2. Организационные аспекты ЗОЖ
Общая характеристика здоровья как нормального состояния организма
При установлении факта состояния здоровья или болезни нередко прибегают к понятию «норма».
Норма — состояние оптимальной жизнедеятельности организма в конкретных условиях его существования.
Здоровье ребенка оценивается по шести критериям:
генеалогический
физическое развитие
нервно-психическое развитие
устойчивость к инфекционным заболеваниям
функциональное состояние организма
наличие хронических заболеваний или врожденных пороков развития.
Генеалогический метод оценки здоровья ребенка основывается на сборе данных о заболеваниях в семье, в роду, с указанием типа родственных связей между членами родословной.
Физическое развитие - это физическое состояние организма, которое обусловлено нормальным функционированием всех его органов и системы в целом. Это основной компонент здорового образа жизни.
Нервно-психическое развитие - отображает становление разных отделов нервной системы в определенные периоды жизни.
Устойчивость к инфекционным заболеваниям определяется по количеству острых инфекционных заболеваний у детей на протяжении одного года жизни.
Устойчивость считается:
высокой при кратности острых заболеваний 0-3 раза в год
сниженной при кратности острых заболеваний 4-7 раз в год
резко сниженной при кратности острых заболеваний 8 и более раз в год
К группе часто болеющих детей относятся:
1 год жизни — 4 острых заболеваний в год и более;
2-3 года жизни — 6 острых заболеваний в год и более.
Уровень функционального состояния организма определяется по анализам крови и показателям артериального давления, которое начинают измерять в трехлетнем возрасте. Оценивается также половое развитие ребенка — мальчиков с 11 лет, у девочек с 9 лет.
Группы здоровья
1 группа - здоровые дети, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций;
2 группа - здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям;
3 группа - дети, больные хроническими заболеваниями в стадии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями организма;
4 группа - дети, больные хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями организма;
5 группа - дети, больные хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма.
Проблемы здоровья учащихся различных возрастных групп
Во всех дошкольных возрастных периодах преимущественно из-за нездорового образа жизни к началу школьной жизни отставание биологического возраста от паспортного у 50-60% детей может достигать 1-1,5 лет.
Около 50% первоклассников имеют различные психосоматические заболевания, а 45% из них психически не готовы к усвоению учебной программы.
У первоклассников-шестилеток по сравнению с начавшими учиться с семи лет выявляются высокие уровни заболеваемости, в том числе нервно-психическими расстройствами, а у 12-15% первых имеются нарушения в развитии речи.
У 65% учащихся начальной школы диагностируются нарушения осанки. Наблюдаются нарушения в деятельности сердечно-сосудистой, нервной, эндокринной, дыхательной систем и органов зрения; увеличивается число детей с замедленным физическим и психическим развитием, с низкой физической подготовленностью.
В среднем звене общего школьного образования у 13% учащихся отмечается отставание в интеллектуальном развитии, а 25% из них испытывают затруднения в учебе и не могут полностью освоить программу общеобразовательной школы.
Около 90% детей средне школьного возраста имеют отклонения физического и психического здоровья. Отмечается рост заболеваемости по таким нозологическим формам: ожирение, миопия, плоскостопие, нервно-психические расстройства и аллергические заболевания, болезни ЛОР-органов и т.д.
У старшеклассников ухудшение здоровья связывают с нарушениями обмена веществ и психоэмоциональным напряжением, обусловленным как образовательным процессом, так и вредными привычками. У каждого второго старшеклассника отмечается наличие хронической патологии, число же здоровых учащихся к этому возрасту уменьшается в четыре раза.
Ведущее место среди патологических форм у учащихся занимают простудные заболевания (грипп, ОРЗ, болезни носоглотки и др.), распространенность которых повышается в осенне-зимние периоды. С первого по восьмой классы в 5-7 раз возрастает число нарушений зрения, в два раза – осанки, в три раза – сколиоза.
Таким образом, в последние годы в России существенно снижается уровень здоровья детей дошкольного и школьного возрастов.
Основные признаки нарушения здоровья ребенка
Температура тела
Повышенная температура тела - один из основных типичных показателей нарушения физического здоровья ребенка. Есть особые случаи, например, температура высокая, а руки ледяные - признак повышенной возбудимости нервной системы (к невропатологу).
Повышенная потливость
Во сне ребенок часто потеет, в течение дня, даже при малоподвижном образе жизни, нижнее белье пропитывается потом и ладошки постоянно покрываются влагой - нарушение терморегуляции в организме ребенка плохо справляется с повседневными стрессами.
Спазмы (нервозность)
К явным проблемам, связанным с нервной системы, можно отнести: привычку ребенка теребить что-то в руках, грызть ноги, постоянно разговаривать во сне и, периодически, судорожно подергиваться всем телом.
Приступы истерики
Малыш часто подвергается резким перепадам настроения, не умеет контролировать эмоции и устраивает длительные истерики - это не просто дурной характер, возможно это симптомы соответствуют повышенному внутричерепному давлению.
Выпуклые глаза
Существует два, на первый взгляд не взаимосвязанных, признака: неестественно выпуклые глаза и учащенное сердцебиение. Это признаки о нарушении работы щитовидной железы.
Язык
Язык — это зеркало желудочно-кишечного тракта. Два основных признака нарушения желудочно - кишечного тракта: белый или желтый налет на поверхности языка и рыхлая структура языка - может быть причиной дисбактериоза.
Шелушения на коже
При нехватке полезных бактерий в кишечнике, на теле может появиться сыпь, схожая с аллергической, а сама кожа становится сухой и начинает шелушиться.
Бледная кожа с проявлением вен
“Мраморная кожа” - отличается болезненной бледностью кожи, с близким к поверхности, расположением вен. При этом малыш быстро утомляется, раздражителен и часто испытывает головные боли - это симптомы нарушения деятельности вегетативной нервной системы.
Синяки под глазами
Чаще всего, так называемые “мешки под глазами” - признак нарушения работы почек.
Ногти и зубы
Проблемы с ногтями и зубами возникают в подростковом возрасте, в связи с нехваткой кальция в организме.
Плохой аппетит
Аппетит должен соответствовать затрачиваемой организмом энергией. Если ребенок “тихоня” и большую часть времени проводит дома, ему и энергию некуда будет девать - кушать он будет соответственно, а если малыш гиперактивен, то и режим питания ему не будет сложно соблюдать.
Недостаток веса
Парадокс: ребенок есть достаточно или даже много для растущего организма, а вес не набирает. И это не добрый знак, возможно малыш страдает психическими расстройствами или его мучают глисты.
Неспокойный сон
Ребенок, плохо засыпает - не беда. А вот частые пробуждения ночью, в совокупности с, промокшим от обильных потоотделении, бельём и периодическими судорогами – признак проблем с нервной системой.
Влияние хронических соматических заболеваний
Проблема трудностей обучения в школе одна из самых сложных недостаточно изученных специалистами.
Следует отметить, что практически никогда не удается выделить одну отдельно взятую причину, будь то состояние здоровья, неблагоприятные социально-бытовые условия, дефекты воспитания, недостаточная готовность к обучению, индивидуальные особенности развития.
Трудности у детей с нарушениями здоровья будут различными, будет нарушено внимание, память, восприятие окружающего мира, могу иметься и нарушения со стороны эмоционально-волевой сферы.
Нервно-психическая сфера ребенка очень чувствительна к различным неблагоприятным воздействиям. Перенесенные заболевания, тем более повторные, психические переживания, непосильные эмоциональные, умственные, физические нагрузки, могут явиться причиной резкого ослабления функционального состояния нервной системы, привести к ухудшению психического здоровья, развитию так называемого астенического состояния.
Утомление у них выражается резко сниженной умственной работоспособностью, замедленным темпом деятельности. Необходимо ясно представлять себе, что лежит в основе нарушений, которые называют астеническим состоянием, и какие меры можем и должны принять мы, что можем сделать, чтобы помочь ребенку.
Нужно помнить, что в основе нарушений познавательной деятельности, а значит, и снижении успеваемости при астеническом состоянии лежит ослабление умственной работоспособности, а не истинная интеллектуальная недостаточность. Ребенок вовсе не глуп, как чаще всего считают, - просто темп деятельности, скорость усвоения материала, память снижены из-за общей ослабленности организма.
Астенические состояния (слабость, раздражительность, плаксивость, повышенная утомляемость и т.п.), трудности поведения, могу возникнуть у детей, перенесших различные инфекционные заболевания (грипп, корь, скарлатина и т.д.). Особенно неблагоприятно сказывается на состоянии нервной системы ребенка несколько заболеваний, перенесенных подряд. У этих детей в течение довольно длительного времени после заболевания отмечается низкая работоспособность, повышенная утомляемость, плаксивость, раздражительность, снижается успеваемость.
Можно на основе изложенного сделать вывод: причиной астенического состояния ребенка, являются частые заболевания. Они ослабляют организм, снижают его сопротивляемость. Чем больше такой ребенок занимается, чем больше старается и переживает, тем хуже здоровье и меньше успехи.
Главной помощью для таких детей является организация щадящего режима, полноценного сна и отдыха на воздухе, снижение учебной нагрузки, рациональная организация домашних учебных заданий (10 – 15 минут работы, 10 – 15 минут отдыха, лучше под музыку немного попрыгать, потанцевать).
Задание к контрольной работе:
Изучите нормативные документы
Скачайте Бланк для выполнения контрольной работы и заполните его
Отправьте на почту:
dou68spb@yandex.ru
Бланк для выполнения контрольной работы (скачать)