Викторина (игра) для родителей
по формированию целостного представления о русском народном фольклоре
Фольклор всегда считается элементом народной педагогики. Обращение к истокам народной мудрости было актуально во все времена, но особенно в наше время, когда утрачивается духовная связь поколений. Мудрые, доступные детям истины помогают им адаптироваться среди людей, овладеть опытом человеческих взаимоотношений.
Фольклор как народная художественная педагогика начинается с поэзии пестования – колыбельных песен, пестушек и потешек. С первых же минут своего земного бытия ребенок оказывается с помощью пестушек не в хаосе звуков, а во власти слова и музыки. Пестушки, колыбельные песенки вводят его в мир, настраивая на определенный музыкально-поэтический лад, как бы успокаивая.
Бытовой фольклор в простой и доступной для детей форме знакомит их с явлениями окружающей жизни, помогает осознать видимые для взрослых закономерности природы, человеческих взаимоотношений.
Потешный фольклор очень тонко, интересно пробуждает в ребенке желание узнать больше и глубже об окружающих предметах, учит понимать переносное, скрытое значение некоторых слов и выражений.
Вопросы:
- Как называются песни, которыми убаюкивают малышей? (колыбельные)
- На каком литературном приеме построены колыбельные песни? (повторы)
- Какая форма народного фольклора направлена только на физическое развитие ребенка? (пестушки)
- Что означает пестушка? (пестовать – значит няньчить).
- Как называется смешной небольшой рассказ или смешное выражение, придающее речи юмористический оттенок? (прибаутка)
- Как называют стихотворные обращения детей к различным явлениям природы? (заклички)
- Как называют стихотворные обращения детей к животным? (приговорки)
- Как называют следующие выражения: «Витя-Витя-карапуз съел у бабушки арбуз», «Ябеда-беда, козья борода» (дразнилки)
- Как называются детские устные рассказы, условно-реалистической или фантастической направленности? (страшилки)
- Какая форма потешного фольклора обращает внимание на предметы и явления и их признаки? (загадки)
- Как называются игры «Каравай», «Колпачок» (хороводные)
- С чем связаны хороводные игры на Руси? (с народными обрядами)
- Как называются короткие рифмованные стихи, применяемые детьми для определения ведущего в игре? (считалки)
- Когда используется пестушка «С гуся вода, с лебедя вода, с Пети вся худоба». (при купании)
- В какие периоды воспитания ребенка можно использовать малые формы фольклора, начиная с рождения? (одевание, кормление, купание, укладывание спать)
- В какой сказке чрезмерное любопытство героя было причиной его постоянного выкрадывания? (петушок-золотой гребешок)
- В какой сказке поведение матери по отношению к своим детям можно назвать безответственным? (волк и семеро козлят)
- Назовите сказки, в которых детей учат нравственным ценностям. («Теремок» - дружба; «Репка» - трудолюбие; «Кот, петух и лиса» - дружба, взаимовыручка)
- Отгадайте, какая это форма фольклора
Водичка- водичка! Умой мое личико! Чтобы щечки краснели! Чтобы глазки блестели! Чтоб смеялся роток! Чтоб кусался зубок! (пестушка при умывании)
Киска, киска, киска, брысь -На дорожку не садись: Наша деточка пойдет, Через киску упадет. (приговорка)
Потягушечки, потягушечки, От носочков до макушечки, Мы потянемся, мы потянемся, Маленькими не останемся. (пестушка при подъеме)
Катя, Катя маленька, Катенька удаленька, Пройди по дороженьке, Топни, Катенька, ноженькой. (потешка)
Умница Катенька, Ешь кашку сладеньку, Вкусную, пушистую, Мягкую, душистую. (пестушка при комлении)
Петушок-петушок Золотой гребешок! Выгляни в окошко -Дам тебе горошка. (приговорка)
Придет киска не спеша И погладит малыша. Мяу-мяу, скажет киска, Наша крошка хороша. (пестушка чтобы успокоить)
Расти, коса, до пояса, Не вырони ни волоса Расти, косонька, до пят – Все волосоньки в ряд. Расти, коса, не путайся, -Маму, дочка, слушайся. (потешка)
Птичка, птичка, Вот тебе водичка, Вот и тебе и крошки На моей ладошке. (приговорка)
Солнышко-ведрышко, Взойди поскорей, освети, Обогрей телят, да ягнят, Еще маленьких ребят! (закличка)
|