консультация для родителей учитель-логопед: Масловой Анастасии Владимировны

                                                                                        
 

 

 

ГБДОУ

детский сад № 68

Калининского района

Санкт-Петербурга

наш девиз:

"Сердце отдаем детям"

Консультации для родителей

учителя-логопеда

Масловой

Анастасии Владимировны

 

  Как развивать фонематические процессы у детей?

Важной задачей логопедической работы является развитие фонематических процессов.

Сформированность фонематических процессов крайне важна для полноценного усвоения звуковой стороны речи,

грамматического строя речи и подготовки к успешному овладению чтением и письмом в школьном возрасте.

У детей с тяжелыми нарушениями речи данная сторона речи оказывается сформирована недостаточно либо не сформирована вовсе.

 

Что такое фонематические процессы?

 

 

Фонематические процессы включают в себя следующие понятия:

Фонематический слух, фонематическое восприятие и фонематические представления.

Фонематический слух – способность человека к распознанию речевых звуков.

Фонематическое восприятие – это умственные действия по выделению и различию фонем. Выделяют фонематический анализ, фонематический синтез и фонематические представления.  

Фонематический анализ – это умение расчленять слово на составляющие его звуки.

Овладение фонематическим анализом позволяет:

·         Определять последовательность и количество звуков в слове

·         Определять место заданного звука в слове

Фонематический синтез - это умение соединять отдельные звуки в целое слово.

Фонематические представления - способность оперировать результатами фонематического анализа:

·         Придумывать слова с заданным звуком

·         Отбирать картинок, в названии которых есть заданный звук

·         Придумывать слов с заданным количеством звуков

 

Дети, у которых достаточно развиты фонематические функции, лучше воспринимают и различают окончания слов,

приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги, слова сложной слоговой структуры.
Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно полноценное становление его

высшей ступени — звукового анализа, который крайне важен для успешного овладения письменной речью

в школьном возрасте.

Проявления несформированности фонематических процессов

Дети, у которых недостаточно сформированы фонематические процессы, испытывают трудности при:

·         Различении артикуляторно-акустически близких звук

·         Выделении звука на фоне ряда звуков

·         Определении места звука в слове

·         Определении количества и последовательности звука в слове

·         Подборе слов на заданный звук

·         Подборе слов с заданным количеством звуков в слове.

 

 

Примеры игр и упражнений, направленных на развитие фонематических процессов

 

          

 

Упражнение 1

«Угадай, что звучит». Предложите ребенку послушать звук (шум дождя, шелест листьев, звук мнущейся бумаги,

звук переливающейся воды и т.д.) и отгадать, что звучит. На первых этапах ребёнку можно давать картинки-подсказки.

Сначала ребёнок рассматривает несколько картинок (дождь, машина, поющие птицы), затем слушает звук и выбирает

соответствующую картинку.

 

Упражнение 2

«Отгадай музыкальный инструмент». Ребёнку предлагают послушать звучание какого-либо музыкального инструмента.

Ребенок отгадывает, какой музыкальный инструмент звучал. Можно использовать картинки-подсказки.

 

 Упражнение 3

«Баночки». В маленькие разноцветные баночки (или маленькие пластиковые контейнеры из «Киндер-сюрпризов»)

насыпьте разные наполнители (макароны, рис, чечевицу и т.д.). Взрослый воспроизводит звук одной из баночек,

ребёнок отгадывает, какая баночка издаёт такой звук.

 

Упражнение 4

 «Кто тебя позвал?». Для игры понадобится две-три игрушки, например, медвежонок и мышка.

Взрослый изображает их «голоса»: у медвежонка низкий голос, а у мышонка – высокий.

Ребёнок закрывает глаза, в это время взрослый зовёт ребёнка по имени, изображая голос одного из животных,

ребёнок отгадывает, кто его позвал.

 

Упражнение 5

 «Тихо-громко».

Взрослый говорит какое-либо слово или короткую фразу с разной силой

голоса. Ребёнок должен сказать «тихо» или «громко» было сказано это слово (фраза).

 

Упражнение 6

«Закончи предложение». На столе выложите несколько картинок с изображением предметов,

названия которых схожи по звучанию. Взрослый говорит предложение, но недоговаривает последнее слово в нём. Р

ебёнок должен подобрать нужное слово, выбрав из предложенных картинок.

Например: «У Сони длинная … (коса)», «На лугу пасётся … (коза)».

 

Упражнение 7

 «Найди ошибку». 

Взрослый делает ошибку в предложении, например: «У Сони длинная коза» (вместо «коса»);

«Мама сварила вкусную каску» (вместо «кашку»). Ребенок должен хлопнуть в ладоши

(поднять флажок, либо подать другой условный сигнал, заданный в начале игры), у

слышав ошибку в слове, ребёнок называет правильный вариант.

 

Упражнение 8

 «Шаг вперед». Взрослый называет слова, близкие по звуковому составу, ребёнок делает шаг вперед,

услышав заданное слово. Например, нужно сделать шаг вперед, услышав слово «коза»,

взрослый называет слова: коса, каша, коза.

 

Упражнение 9

Игра «Попугайчики». Взрослый предлагает ребёнку повторить слоги, а затем слоговые ряды из двух,

а потом из трёх слогов, в состав которых входят оппозиционные звуки. 

Например: па-ба, сы-ши, ка-га-ка, са-за-са, мо-мё-мо.

 

Упражнение 10

«Поймай звук». Взрослый называет звуки, а ребёнок должен «ладошками поймать» звук,

т.е. сжать кулачок или хлопнуть в ладоши, услышав заданный звук.

На первых этапах игра проводится на материале гласных звуков, а уже позже – на материале согласных звуков.

 

Упражнение 11

 «Назови первый (последний) звук в слове». Взрослый называет слово и бросает мяч ребёнку.

Ребёнок называет первый (последний) звук в слове и бросает мяч обратно.

На первых этапах следует учить ребёнка определять гласный звук в начале слова.

 

 Упражнение 12

Игра «Паровозик». Ребёнку предлагается определить место заданного звука в слове:

начало, середина, конец слова. В качестве зрительной опоры на первых этапах обучения используется

картинка с изображением паровозика с тремя вагонами: первый вагон – звук находится в начале слова, в

торой – в середине слова, третий вагон – в конце слова. Сначала следует учить ребёнка определять

место гласного звука в слове, затем – согласного, который можно протянуть (например, [м], [с]),

позже – других согласных.

 

 Упражнение 13

 «Слово рассыпалось» Взрослый говорит, что слово рассыпалось на звуки, называет отдельно звуки слова (К О Т).

Ребенку предлагается последовательно соединить звуки,  чтобы получилось целое слово.

 

Упражнение 14

 «Выбери подходящие картинки». Взрослый кладет на стол несколько картинок и просит ребенка

выбрать картинки с изображением предметов, в названиях которых есть заданный звук.

 

Упражнение 15

 «Посмотри вокруг». Ребёнку предлагается найти в окружающей обстановке предметы,

в названии которых есть заданный звук, определить его место в слове.

 

 

Упражнение 16

Игра «Я знаю три слова». Дети встают в круг, взрослый по очереди бросает каждому ребёнку мяч, н

азывая разные задания (например: слова со звуком [л] в начале; слова с двумя гласными звуками и т.д),

ребёнок называет три слова, соответствующих заданию, и бросает мяч обратно.

 

 

Использованные источники:

1.      Р. Е. Левина Основы  теории и практики логопедии/под ред. Р.Е. Левиной М.2005г.

2.      https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2018/02/02/kartoteka-igr-dlya-razvitiya fonematicheskih-protsessov-u

3.      https://infourok.ru/tema-ffn-voprosi-i-otveti-2383765.html

4.      https://www.defectologiya.pro/zhurnal/formirovanie_navyikov_fonematicheskogo_analiza_i_sinteza_kak_odno_iz_uslovij_podgotovki_detej_k_shkole/

 

Изображения взяты из открытых интернет – источников.

Дата последнего обновления страницы 21.01.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»