Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

                                                                                        
 

 

 

ГБДОУ

детский сад № 68

Калининского района

Санкт-Петербурга

наш девиз:

"Сердце отдаем детям"

Консультация для родителей учитель-дефектолог: Булычева Галина Ивановна

 


 

Игра в «солдатики». В эту игру можно играть дома и на улице во время прогулки. По приказу «командира» – взрослого «солдатик» – ребенок поворачивается налево и направо, поднимает левую (правую) руку. По аналогии можно играть в «робота», когда ребенок должен дотронуться до левого (правого) уха, глаза и т.п. Если ребенок испытывает затруднения при выполнении команды, ему можно помочь: например, повернуться налево вместе с ним, держа ребенка за плечи. Желательно напоминать ребенку, что правой (в общем случае) является та рука, которой он рисует или пишет.

«Убиральная машина». Обычно родители хорошо знают, как заставить своего ребенка убирать за собой игрушки. Однако требование беспрекословного выполнения не только сложно (ведь ребенок еще не научился подчиняться необходимости), но и опасно, так как формирующаяся воля ребенка может «сломаться» на всю жизнь. Тем не менее переходить от «хочу» к «надо» необходимо хотя бы для школы. Мы предлагаем Вам вариант игры, где «хочу» и «надо» соединяются: пусть Ваш малыш побудет «убиральной машиной». «Включите» его, а сами периодически проверяйте, хороша ли «убиральная машина». Иногда ее приходится «чинить». Дети могут в роли «машины» совершать настоящие чудеса. Эта игра хороша для тех ребят, у кого еще не сформирована собранность, или произвольность, как называют ее психологи.

Очень важно приучать ребенка «чувствовать время». Есть даже исследования, в которых утверждается, что чувство времени связано с интеллектуальным развитием. Категорию времени ребенок осваивает долго. Пожалуй, о сформированности временных представлений можно говорить только к 10 годам. Тем не менее проблемой временных представлений заниматься надо. В целом это задача педагога. Ощущение времени тесно связано с умением планировать свою деятельность, контролировать результаты. Следовательно, ощущение времени связано с произвольностью. Время – это цепь событий, выражение их последовательности. Формирование ощущения времени связано с развитием «последовательных» видов деятельности: чтения, письма. Дошкольник видит мир как бы вне времени, целиком. Для него безразлично, где начало и где конец. При освоении чтения или письма ребенок может, как при рисовании, начать читать или писать в обратном порядке, а может и в прямом. Для него этот порядок пока не важен. Только с освоением элементов времени усваивается и строгий порядок чтения и письма. Поэтому, развивая способность ребенка чувствовать время, Вы способствуете развитию его лево–правой ориентировки, а также способности следовать поставленной цели. Кроме того, освоение категории времени связано с формированием абстрактных моделей реальности: обратите внимание на то, что у взрослых за понятием «минуты» или «часа» стоит некая обобщенная картинка, неподвижная или движущаяся.
Формировать у ребенка чувство времени можно не только как отдельную задачу (представление о временах года, месяцах, сутках), но и во время любых занятий ребенка. Скажите своему малышу, что, скажем, играть в компьютерные игры он может ровно полчаса: это половина круга, который пройдет большая (минутная) стрелка. Пусть ребенок сам скажет Вам, прошли полчаса или нет. Проверьте его. Аналогично можно использовать другие занятия малыша, которые требуют собранности или временных ограничений (за исключением игры и рисования, где ограничивать ребенка нежелательно). При выполнении домашнего задания (чтение) объявите ребенку, что читать надо 15(20) минут. Покажите ему на часах, как изменит свое положение стрелка.
Во время игр на улице, когда малышу уже пора домой, скажите ему, что он должен идти домой, скажем, через 5 минут – это ровно столько, сколько времени ему надо, чтобы обойти дом и т.п. Помните, что чем большее пространство самостоятельно освоил ребенок, тем легче ему представить длительный временной промежуток.

«Зеркало». Если Ваш ребенок «зеркалит», то вспомните, что подобное можно «вылечить» подобным. Продиктуйте ему буквы, цифры и числа, которые он обычно изображает неправильно. А потом приставьте зеркало. Пусть ребенок сравнит зеркальное изображение с написанным. Пусть напишет буквы и цифры так, как они видны в зеркале.

Последовательные картинки. Разложить по порядку и придумать рассказ. Такие картинки часто встречаются в детских журналах. Можно взять старые «Веселые картинки» и вырезать оттуда сюжетные иллюстрации, перепутав порядок.

Рисование историй (последовательность событий): придумать и нарисовать сказку, или нарисовать последовательные картинки к существующим сказкам: что было вначале, что – в конце.

Игры с фишками (развивают представление о натуральном ряде чисел, внимание, зрительное восприятие, умение работать в группе).

Игра в лото: развивает внимание, логическое мышление, произвольность.

«Почта»: разделить лист бумаги на 4 квадрата. Попросить ребенка нарисовать простую картинку (треугольник, кружок, цветок, рыбку и т.п.) по адресу, например: «Нарисуй красный кружок в левом верхнем углу нижнего правого квадрата». Начинать с наиболее простых адресов, заканчивая сложными. Если ребенок испытывает затруднения, можно начать игру в «почту» с цельного листа бумаги: «Нарисуй рыбку в верхнем левом углу» и т.п.

Отыскивание букв по «Азбуке»: работать можно с группой детей, тогда «Азбука» должна быть большая и висеть на доске. Аналогично предыдущему заданию: «Какая буква находится на две буквы вниз и одну букву направо от буквы М ?»

«Левее–правее»: вариант игры «Горячо–холодно». Наряду со словами «горячо–холодно» говорим «левее–правее», пока ребенок ищет спрятанный сюрприз.

«Отгадай число». Взрослый задумывает число (в пределах десятка или сотни, в зависимости от подготовки ребенка), а ребенок пытается его отгадать за возможно меньшее количество ходов. Тот, кто загадал число, может отвечать только «больше» или «меньше». Потом партнеры меняются. Когда число загадывает взрослый, он может объяснить ход своих рассуждений и даже нарисовать картинку числового ряда (можно взять для этого портновский сантиметр): «Я называю число «5», так как оно находится посередине числового ряда от 1 до 10. Затем я следующий отрезок делю пополам, и так далее, пока не отгадаю».

«Поиск клада». Нарисуйте приблизительный план комнаты (с мебелью) или квартиры. На нем обозначьте место, где Вы спрятали для ребенка сюрприз. Пусть ребенок отыщет его по плану. В случае затруднения можно комментировать поисковую активность малыша словами «горячо–холодно», а также «левее–правее», «выше–ниже» и т.п.

«Придумай и отгадай загадку»: вы с ребенком по очереди отгадываете придуманные загадки, например: «Белое, холодное, пушистое ? – снег» и т.п.

Во все эти игры можно играть на прогулке, по дороге в магазин, дома. Чем чаще и с большим удовольствием будете играть, тем лучше.
По материалам сети Интернет

 

 


 

Оказывается, пространственные представления служат основой, на которой выстраиваются высшие психические процессы — мышление, письмо, чтение, счет. И если учесть, что мозг ребенка дошкольного возраста развивается очень динамично, то родителям стоит добавлять к каждому общению с малышом еще и небольшую познавательную нагрузку. Поэтому, знакомя кроху с понятиями «верх — низ — право — лево», мамы и папы ненавязчиво создают очень полезную «зону ближайшего развития», на которой успешно произрастают самые разнообразные знания и практические навыки. И чем раньше ребенок услышит и пощупает их своим мышлением, тем быстрее и крепче усвоит и будет успешнее применять их на практике.
Для того чтобы помочь маленькому человечку узнать пространственные элементы, где право, где лево, нужно учитывать особенности его восприятия и мышления.

До трех лет малыш воспринимает только то, что видит и осязает непосредственно. При этом внимание непоседы неустойчиво, переключение с объекта на объект происходит хаотично, многократно возвращаясь к одному и тому же. Результат «исследований» окружающего пространства его интересует мало: то, что необходимо, ему и так дадут.

Ближе к двум годам карапуз уверенно осваивает такой важный инструмент, как ложка. Это означает, что пришло время называть руки «правая» и «левая».

 

Как малышу легче запомнить «имена» своих ручек?

Повяжите на левую руку крохи лоскуток ткани, а на правую — тесемочку (при этом несколько раз поясните, какая отметка на какой ручке разместилась). Затем поиграйте в игру «Покажи нужную руку»: попросите кроху поднять вверх то правую, то левую руку. Через какое-то время поменяйтесь ролями.

Налейте в две плоских тарелки гуашевую краску контрастных цветов, попросите малыша обмакнуть руку в краску и сделать на большом листе бумаги отпечаток правой ручки, потом левой.

Можно прибегнуть к живописным тренировкам: пусть ребенок нарисует что-то правой ручкой, а рядом то же самое левой. Одна из ручек малыша будет менее послушной, вторая же, наоборот, выполнит практически все команды. Кстати, это будет очень потешно, особенно, если к «оберучному» рисованию подключится и мама.

Дайте малышу мячик и попросите бросить его Вам правой или левой рукой. Поймали? Озвучьте, какой рукой поймали, какой рукой собираетесь бросить крохе. Ножки нужно начинать называть позже, когда полностью освоены верхние конечности, чтобы не запутать малыша. Ребенку, освоившему ручную грамоту, предложите прикоснуться правой рукой к правой ножке, а левой — к левой.

Надевание одежды и обуви — это еще одна ежедневная практика определения где лево и право. Как только малыш начинает предпринимать попытки одеться самостоятельно, ему можно подсказывать, например: «Правую ручку — в правый рукавчик, а левую ручку — в левый. Готово?»

Следует помнить, что понятия «спереди» и «сзади» усваиваются последними, не раньше трех лет. Но и в этом случае процесс одевания сыграет важную роль.

ПЕРВЫЕ УРОКИ

Можно поставить в ряд несколько игрушек, машинок, вагончиков, солдатиков и определить, кто стоит справа, слева, кто спереди, а кто сзади. Играйте в догонялки. Это тоже отличное упражнение по ориентированию в пространстве. Сопровождайте бегалки словами: «Я бегу за тобой, а ты — впереди. Теперь я буду бежать впереди, а ты — сзади!» Малыши с большим удовольствием помогают сервировать стол. Не упускайте такую возможность потренироваться — отмечайте, что ставите чашечку перед тарелкой, а вилочку, ложечку и ножик кладете справа и слева.

УЧЕБА С НАСТРОЕНИЕМ

Склонность детей к подражанию — ваш помощник в их развитии и воспитании. Уборка в квартире, прогулка в парке — всюду, где вы вместе, используйте возможность назвать и показать, что Вы делаете и какой рукой. Что Вы перемещаете вверх, вниз, вправо, влево. При этом помните, что ребенок развивается «во все стороны», в каждой игре включаются все его чувства и способности.

Ближе к трем годам уже можно организовывать ориентационные игры в ВИДЕ ВЕСЕЛЫХ УРОКОВ

* Поставьте два стула, на каждый положите три — четыре одинаковых предмета и один-два разных. Попросите ребенка найти и указать отличия, называя при этом стулья: правый стул и левый стул.

* Пусть малыш, стоя посреди комнаты с закрытыми глазами попробует определить с какой стороны находится диван, а с какой — стол, где расположено окно.

* Предложите крохе рассказать игрушке маршрут ее возвращения в импровизированный домик, подсказывая направления передвижения.

* Есть возможность привлечь в игре еще одного — двух участников — пусть походят паровозиком по квартире или по двору, попутно рассказывая, что находится справа, слева, поворачивая паровоз по команде машиниста, роль которого с удовольствием исполнит Ваш малыш.

* Показывая рисунки в книжках, объясняйте, что где расположено, где лево, где право. Например: «Видишь зайка — в левом нижнем углу под кустом сидит, а с правой стороны — мишка».

* Позже переходите к раскрашиванию симметричных картинок. Предложите крохе зарисовать одежду клоуна, мячик, листочки. В общем не важно, что именно, главное — чтобы малыш каждую половинку раскрашивал в нужный цвет.

Источник: по материалам сети Интернет

 

 

1. Проговорить. Назвать приметы осени о которых говорится в стихотворении

Осень.

Поспевает брусника, стали дни холоднее.

И от птичьего крика в сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают прочь, за синее море.

Все деревья блистают в разноцветном уборе.

2.Придумать 5 вопросов к игре "да-нет"

Например: снегири прилетают зимой (да)

голуби улетают зимой на юг (нет)

3.Составить рассказ о числе 2

-число на один меньше, чем число 2

- число на один больше, чем число 2

4. Запомнить знаки:

_ минус, когда ставим этот знак, то становится меньше.

+ плюс, когда ставим этот знак, то становится больше.

1+1=                     2-1=

5. Когда мы так говорим: « Хочешь есть калачи, не сиди на печи».

6.Выучить.

Из кискиной миски пёс сегодня «вискас» унёс.

А киска у пса из миски ест с аппетитом сосиски.

7. Назвать предметы похожие на овал.


 

 

Домашнее   задание.

1.Выучить.

А вот это-посмотри, выступает цифра 3.

Тройка-третий из значков-состоит из трёх крючков.

2.Учиться писать цифру 3.

3.Называть число на один меньше (больше), чем я назвала.

Например: один-два                                 два-один

            Два-три                                  три-два.

(Если тяжело делать в уме, делайте с помощью счётных палочек.)

4.Составить рассказ о числе 3.

-число на один меньше, чем число 3

-число на один больше, чем число 3

-из каких двух меньших чисел можно составить число 3(1 и 2)

5.Составить вместе с ребёнком цепочку» 4-й лишний

Например: яблоко, апельсин, груша, картошка;

            волк, лиса, заяц, корова.

6.Запомнить.

1+1=2       2-1=1

7. Что бывает только осенью?

(листопад, сбор урожая, дни становятся короче).

8.Назвать фрукты и овощи круглые, овальные, треугольные по форме.

9.Незаконченный рисунок (во что можно превратить).

10.Когда мы так говорим: « Хочешь есть калачи, не сиди на печи».

10.Когда мы так говорим: « Хочешь есть калачи, не сиди на печи».  

 

 

 

Выявление и устранение предпосылок дисграфии в старшем дошкольном возрасте у детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психологического здоровья.

 

 

В наше время для общеобразовательной школы характерна неуспеваемость многих учащихся по русскому языку. Причины этого уходят в дошкольный возраст.

Для профилактики дизграфий необходимо вести коррекционно-развивающую работу по таким направлениям как;

1)Развитие слухового восприятия

2)Формирование зрительно-пространственных представлений

3)Обогащать словарный запас

4)Развивать графо-моторные навыки.

 

Игры и упражнения для развития слухового восприятия.

1) Методика 10 слов.

Я читаю 10 слов: лес, ночь, река, опушка, метель, медведь, шаги, иней, овраг, пригорок.

Потом придумываю рассказ.

Однажды ночью, когда мела метель по пригоркам и опушкам, лес покрылся инеем, а река замёрзла. Медведь спал в берлоге, которая находилась в овраге и вдруг услышал чьи-то шаги.

Затем повторяю ещё раз эти слова,  и дети называют их.

2) Образная память.

Каждой картинке придумываю слово. Затем я называю слово, а дети - то, что было нарисовано на эту картинку.

3) Крокирование слов, словосочетаний.

а) праздник, дружба, школа, болезнь

б) лиса мышкует, белка прыгает, заяц петляет, куница лазает

4)Игра «на что похоже, чем отличается»

Например: круглая как тарелка, но не бьётся.

5)Найди и исправь ошибки.

Прошло лето. Наступила осень. Подули холодные ветры, завяли цветы, на деревьях распустились почки.

6)Слова-зацепы: корова, лось, лес, берёза, стол, чашка, сливы, платье, кукла, бабушка. Зацепить одно слово за другое по любому признаку.

7)Деление слов на подгруппы.

Например, называю слова: тарелка, заяц, береза, лиса, нож, сосна, медведь, блюдце, ель, волк, чашка. Спрашиваю: «На какие подгруппы можно эти слова разделить, Сколько слов в каждой подгруппе?»

8)Хлопни в ладоши, когда услышишь слово, относящееся к осени.

9)Логические задачи

10)Игра «часть-целое»

Панцирь-черепаха

Хобот-слон

Стержень-ручка

11)Игра "да-нет"

Слон - маленькое животное?

12)Угадай.

Какой напиток можно получить от четвероногого травоядного домашнего

животного (молоко).

13)Когда это бывает?

-загораются звёзды

-собирают урожай

14)Присядь на один раз меньше (больше), чем я хлопну в ладоши.

   2. Развитие зрительно-пространственных представлений.

а). Д/игра «хоккей»

б) Д/игра «бусы»

в) Раскрась  кружки так, чтобы маленький был между синим и красным, а красный был рядом с зелёным.

г) Запиши ответы:

-нарисуй 8 кругов

-внизу треугольников на один меньше, чем кругов

-квадратов на один больше, чем треугольников

д) Рисование по большим клеткам

е) Дорисуй вторую половину фигуры

ж) От поставленной точки подняться на две клетки верх, поставить точку. От поставленной точки отступить на 4 клетки вправо и т.д.

з) Рисование  по большим клеткам

и) Нарисуй на листе: справа круг слева квадрат

-слева зелёный овал, справа красный треугольник

-слева 2 синих прямоугольника справа 1 красный овал

 

3. Обогащение словарного запаса.

а) Игра с Почемучкой.   

Почему заяц меняет цвет своей шубки, а лиса и волк нет.

б) Если бы да кабы

Что было бы, если бы медведь зимой не спал?

в) Прилет Лунатика

Он спрашивал, что такое стул

г) составление загадок-описаний по любой лексической теме с помощью таблицы – опоры.

д) Способ трансформации

Преврати троллейбус в автобус/ зайца  в лису

е) Когда мы так говорим

Медведь на ухо наступил

ж) Подбор фразеологизмов – синонимов

бок о бок – плечом к плечу

в двух шагах – рукой подать

противоположных по значению

не покладая рук – сложа рукава

на край света – рукой подать

з) Продолжи фразу

Белку ловить – ножки отбить

и) Часть – целое

Я называю часть животного, или слово, которое к нему относится, а дети - целый предмет

Затем из этих 2 слов составляют предложение.

Берлога

Колючки

 

Важно сформулировать у детей интерес к знаниям, желание учиться и выполнять задания. Этому способствует внимательное, доброжелателельное отношение взрослого к ребенку, готовность прийти на помощь, поощрение малейших успехов, спокойный тон речи.

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"