Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

                                                                                        
 

 

 

ГБДОУ

детский сад № 68

Калининского района

Санкт-Петербурга

наш девиз:

"Сердце отдаем детям"

Страничка педагога-психолога: Майсак Анны Борисовны

 

 

 ЗДОРОВЬЕ ПЕДАГОГА:

ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ

 

 

Последние годы характеризуются повышением внимания общества к проблемам здоровья, проводится целый ряд мероприятий, нацеленных на его укрепление. При этом традиционно основное внимание уделяется вопросам сохранения физического здоровья: закаливанию, физической активности, рациональному питанию, режиму и т.п. Между тем, современные представления о здоровье выходят далеко за рамки медицины и предполагают немалые усилия и в другом направлении. Так, всё более широкое признание получают взгляды на здоровье как на источник повседневной жизни, заключающий в себе как социальные и личные ресурсы, так и физические возможности (ВОЗ); здоровье рассматривается как структурообразующий конструкт духовной сферы человека и условие его творчества (А.А. Бодалев, В.Т. Ганжин, А.А. Деркач). Есть и другие подходы к определению здоровья. Однако обращают на себя внимание не столько различия, как общность в современных определениях здоровья – значимой его характеристикой выступают психологические аспекты.

Занимаясь изучением профессиональной дезадаптации учителей,

Л.С. Шафранова сформулировала характеристики учительского труда:

• постоянно присущее рабочим ситуациям состояние новизны;

• специфика трудового процесса определяется не столько характером «предмета» труда, сколько особенностями и свойствами самого «производителя»;

• необходимость постоянного саморазвития, так как иначе «возникает ощущение насилия над психикой, приводящее к подавленности и раздражительности»;

• эмоциональная насыщенность межличностных контактов;

• ответственность за подопечных;

• постоянное включение в деятельность волевых процессов.

Значительное число напряженных ситуаций в процессе педагогического взаимодействия порождает консерватизм, шаблонность поведения педагога, которые постепенно переходят в черты характера, отражаются на мыслительных процессах. Именно поэтому необходимо развивать гибкость мышления и поведения педагога. Э.Боно употребляет термин «нешаблонное мышление». По его мнению, шаблонно мыслящие люди избирают для решения проблемы с их точки зрения самую разумную позицию, а затем, развивая ее логически, пытаются разрешить проблему. Нешаблонное мышление позволяет по-новому взглянуть на проблему и исследовать ее с разных точек зрения, вместо того, чтобы придерживаться раз избранной позиции, что особенно важно при работе в нашем детском саду.

Изучение рассматриваемого феномена востребовано практикой, констатирующей, что педагог зачастую не готов к большим интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам, с трудом меняет свое поведение в сложных, непредсказуемых ситуациях. С увеличением стажа работы у него возрастает стереотипность, шаблонность мышления, закрепляются защитные психологические механизмы, ведущие, к повышению авторитарности, неспособности принять другую точку зрения, ригидности поведения. Все это препятствует взаимопониманию педагога и ребенка, сказывается на их психологическом здоровье.

Развитию гибкости педагога способствует использование следующих методов и приемов:

• при обсуждении педагогических проблем в дискуссиях с коллегами применять приемы мозгового штурма: при обмене мнениями отказаться от критики высказываний других, постараться высказать в короткий срок как можно большее число идей, затем оценить реальность предложений и переходить к их реализации;

• самоанализ педагогических ситуаций - подобрать несколько решений к определенной ситуации (развитие вариативности поведенческих реакций в нестандартных условиях, рефлексивный анализ собственного поведения);

• развитие креативности (решение психологических загадок и задач с нахождением нестереотипных ответов, поиск альтернативных способов подхода к одной ситуации с использованием разнообразных приемов, абсурдных решений и т.п.);

• самоанализ поведения в сложных жизненных ситуациях, осознание нерациональности импульсивных поведенческих реакций, переоценка значимости событий, интеллектуальный анализ эмоций.

• упражнения на развитие мыслительной гибкости. Например:

-        Взять три слова, мало связанные по смыслу, например «озеро», «карандаш» и «медведь». Необходимо составить как можно больше предложений, которые бы обязательно включали в себя эти три слова.

-        Придумать как можно больше вариантов использования не по прямому назначению следующих предметов: утюг, пуговица, канцелярская скрепка, банан.

-        Придумать два случайно выбранных слова. Необходимо назвать для них как можно больше общих признаков, стремится к нестандартным вариантам ответов на основе анализа существенных признаков предметов.

Однако нешаблонное мышление невозможно в случае снижения активности психических процессов. Именно поэтому педагогам очень важно обучиться приемам самовосстановления после перегрузок и нормализации уровня работоспособности. Вот несколько упражнений:

1. Упражнение «Кулак – ребро – ладонь»

На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить в разных последовательностях, под счет до 30.

2. Упражнение «Восьмерки».

В воздухе рисуются восьмерки в двух плоскостях (вертикально и горизонтально) поочередно. Выполняется двумя руками одновременно синхронно и асинхронно.

3. Средним и указательным пальцами обеих рук рисуем «очки» вокруг глаз. Под счет 30.

4. Взять свое ухо в средней части и потянуть его вверх, вниз, в сторону. Выполняется под счет 30.

5. Правой рукой выполняем движения вокруг лба по часовой стрелке, левой рукой выполняем движения вокруг подбородка против часовой стрелки. Затем направление рук меняется. Выполняется упражнение под счет 30.

Важным аспектом работы по сохранению психологического здоровья педагога является овладение приемами саморегуляции. Необходимость саморегуляции возникает, когда профессионал сталкивается с новой, необычной, трудноразрешимой для него проблемой, которая не имеет однозначного решения; находится в состоянии повышенного эмоционального и физического напряжения, что побуждает его к импульсивным действиям, находится в ситуации оценивания со стороны коллег, других людей, администрации. В настоящее время для саморегуляции психических состояний используются разнообразные методы: дыхательная гимнастика, концентрация и визуализация, релаксация, аутогенная тренировка и др. Овладев ими, человек может более эффективно, рационально распределять свои силы в течение каждого дня, адекватно управлять собой в соответствии со сложившейся ситуацией.

Для ситуативной саморегуляции эмоционального состояния во время действия эмоциогенных факторов могут использоваться:

• Дыхательные упражнения успокаивающей направленности (характеризуются постепенным удлинением выдоха до продолжительности удвоенного вдоха).

• Сосредоточение внимания и воображения на определенном объекте (зрительных, звуковых, телесных и других ощущениях). Например, при первых признаках напряжения представить внутри себя, на уровне груди, мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя возникающую отрицательную энергию и внутреннее напряжение, связанное с нею.

• Сочетание приемов концентрации внимания, актуализации воображения и дыхательных упражнений. Например, можно использовать следующий прием перед предстоящей неприятной беседой: глубоко вдохнуть, во время выдоха резким движением в воображении, как бы сорвать напряжённую маску со своего лица. После этого начинать беседу.

• Активизация чувства юмора, – попытаться увидеть комическое даже в сложной, серьёзной ситуации, простить партнеру его ошибку, несообразительность, эмоциональность.

• Отвлечение – постараться, как можно ярче представить ситуацию, в которой обычно чувствуете себя наиболее спокойно и уютно, поставить себя в эту ситуацию.

• Переключение на интересную деятельность, любимое занятие – создать новую доминанту. При перевозбуждении в коре головного мозга образуется доминантный очаг возбуждения, который обладает способностью тормозить все остальные очаги, подчиняет себе всю деятельность организма, все поступки и помыслы человека. Значит, для успокоения надо ликвидировать, разрядить эту доминанту или же создать новую, конкурирующую. Чем увлекательнее дело, тем легче создать конкурирующую доминанту.

В основе «нездоровых» моделей поведения лежат иррациональные мысли и убеждения. Они ведут к неконструктивным переживаниям, не способствуют преодолению стресса и повышают риск выгорания. Иррациональные убеждения характеризуются сильными неприятными переживаниями – гнев, беспомощность, растерянность, раздражение. Часто в них используются слова «должен», «обязан». Они всегда пессимистичны и предполагают неудачный исход «»я этого не выдержу», «я не смогу этого сделать», «у меня ничего не получится». Их смысл пронизан безнадежностью, беспомощностью.

Для профилактики и преодоления негативных эмоциональных состояний иррациональные убеждения могут быть переработаны в рациональные. Для этого их необходимо вовремя выявлять и систематически замещать на рациональные убеждения.

Необходимо провести самоанализ внутреннего диалога и устранить из него все деструктивные речевые обороты, обращения к себе, в которых сквозят обреченность, самообвинения, отсутствие веры и надежды на успех. Например, «я ничего не могу изменить», «меня никто не понимает». Необходимо заменить их на конструктивные или позитивные, способствующие мобилизации внутренних психологических ресурсов и укрепляющие уверенность в собственных силах.

Полезно заручиться позитивными высказываниями про запас, научиться думать конструктивным образом, чтобы не «застревать» на негативных переживаниях и не препятствовать своему творческому поиску новых путей преодоления жизненных и профессиональных стрессов.

Каждому педагогу совершенно необходимо и вполне реально построить свою индивидуальную программу профессионального самосохранения. Также в ходе работы педагог часто попадает в конфликтные ситуации, с которыми далеко не все умеют справляться и выходить из подобных ситуаций «без потерь». Именно поэтому педагогу необходимо, наравне со всем выше перечисленным уметь избегать последствий конфликтных ситуаций. Вот несколько приемов в этом помогающих:

·         Прием «Лиса и виноград». Если в вашем прошлом были случаи, когда кому-то удавалось досадить вам так, что переживание поражения осталось до сих пор, воспользуйтесь техникой рационализации, снятия негативных «якорей». Вспомните басню «Лиса и виноград»: не дотянувшись до виноградной грозди, лиса сказала, что не очень-то и хотелось ей винограда — он кислый и зеленый.

·         Прием «Океан спокойствия». Представьте себя главным героем притчи: «Океан принимает воды многих бурных рек, а сам при этом остается неподвижным. Тот, в кого так же впадают все мысли и эмоции, остается бесстрастным в покое».

·         Прием «Театр абсурда». Можно использовать такой прием психологической защиты, как доведение ситуации до абсурда. Это в принципе то же самое, что сделать из мухи слона. То есть вслух гиперболизировать до неузнаваемости то, на что кто-то лишь намекает, и таким образом неожиданно выбить из рук своих врагов или недоброжелателей психологическое оружие. Ваша цель — сделать так, чтобы любые выпады недоброжелателя уже не вызывали ничего, кроме смеха. Это и есть решение задачи, как защититься от психологического нападения.

·         Прием «Аквариум». Если при общении с негативно настроенными по отношению к вам людьми вы продолжаете болезненно реагировать на их выпады, воспользуйтесь этим приемом. Представьте, что между вами и вашим обидчиком — толстая стеклянная стена аквариума. Он что-то говорит вам нелицеприятное, но вы только видите его, а слов не слышите, они поглощаются водой и лишь пузырятся пеной на поверхности. Потому они и не действуют на вас. И вы, не теряя самообладания и спокойствия духа, не поддаетесь на провокацию, не реагируете на обидные слова. И благодаря этому переламываете ситуацию в свою пользу.

Результатом и показателем эффективности применения всех вышеперечисленным приемов, упражнений и методов будет физическое и психическое здоровье. Использование педагогом предложенных рекомендаций в повседневной деятельности поможет сохранять «рабочее» самочувствие, снизит вероятность развития профессионального «выгорания», позволит "быть на дружеской ноге" со своей работой.

  

Материал подготовлен

педагогом-психологом

Майсак А.Б.

 

 

 

 

 

Как научить детей общаться?

 

Переводя ребенка в новый детский сад, любому родителю хочется быть уверенным, что в новом коллективе их чадо найдет себе друзей и без проблем вольется в коллектив. Однако, далеко не всегда все оказывается так просто, так как же научить детей общаться и дружить? Давайте попробуем разобраться.

Почему с ребенком никто не дружит? Поговорим о причинах. Немаловажную роль играет темперамент ребенка. Например, сангвиники и холерики по природе своей общительные, а вот флегматики и меланхолики, несколько замкнуты, живут в своем внутреннем мире. Однако это совсем не означает, что у всех флегматиков и меланхоликов нет, и не будет друзей. Они достаточно общительны, но при этом очень редко идут на контакт первыми. Следующая причина, по которой у ребенка нет друзей – это его отношение к ним. К сожалению, не всем детям родители объясняют всю важность дружбы, как нужно относиться к друзьям. Порой ребенок относится к сверстникам неуважительно, осознанно обижает, оскорбляет их. Естественно, что с такими детьми никто не захочет общаться, ведь дружба строится на уважении друг к другу. Если один человек пытается занять главенствующую позицию по отношению к другому, то такая дружба быстро распадается. Третья причина может заключаться в том, что ребенка не научили общению с другими людьми. Это касается детей, которые, например, не ходили в детский сад, чаще находились дома в окружении взрослых, которых ограждали от общения со сверстниками.

 

Теперь коротко о том, как научить ребенка общаться с другими детьми:

 

1.    Конечно на своем личном примере. Он будет примерно так же общаться с детьми и взрослыми, как вы ему это покажете.

2.    Умение общаться зачастую приобретается в практике, поэтому поощряйте его общение с другими, помогайте наладить контакт, а если совместная игра проходит на высоком уровне – не вмешивайтесь в неё, по возможности приглашайте домой поиграть других детьми.

3. Научите ребенка знакомиться, например: «Привет. Меня зовут Саша. А тебя? Давай поиграем!». Безусловно, в условиях детского сада знакомство проходит под контролем педагогов, однако ребенку предстоит знакомиться с другими детьми в разных условиях (на площадке, отдыхе, курсах).

4.    Хвалите и чужих детей, привлекайте к ним внимание Вашего ребенка, но не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, Ваша задача пробудить интерес к окружающим.

5.    Для того чтобы малыш научился дружить, нужно обязательно рассказать ему об этой самой дружбе как можно подробнее, чтоб он понял что это такое, как он должен вести себя с другом. Будет полезным смотреть мультфильмы, читать рассказы, сказки о дружбе. Вся полученная информация будет накапливаться, станет формироваться правильное представление о друзьях и дружбе в целом.

Мультфильмы о дружбе:

«Кот Леопольд»

«Золотая антилопа»

«Король Лев»

«Чебурашка и Крокодил Гена»

«Тимка и Димка»

«А что ты умеешь?»

«Однажды утром»

«Он попался!»

«Жил-был пес…»

«Раз – горох, два – горох…»

«Радуга»

«Алим и его ослик»

«Крошка Енот».

Песни о дружбе:

«Вместе весело шагать»

«От улыбки станет всем светлей»

«У друзей нет выходных»

«Песенка о доброте и дружбе»

«Все мы делим пополам».

Читайте о дружбе:

басня Л. Н. Толстого «Два товарища»

Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»

Чилик М. С. «Дружбу надо заслужить»

Л. Завальнюк «Как Прошка друга искал»

Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»

 

 

Родители, объединяйтесь!

 

Говоря о хороших отношениях между детьми, следует помнить, что очень многое зависит от примера, который подают родители.  Ничто не сможет так улучшить комфорт от пребывания ребенка в детском саду, как сплоченный коллектив взрослых.

Предлагаем Вашему вниманию статью с сайта letidor.ru, рассказывающую о 8 способах родительской кооперации.

Родительские клубы у нас в стране пока не очень распространенное явление, поэтому основная площадка для общения родителей – это интернет, благодаря которому знакомства в форумах и социальных сетях часто перерастают в дружбу оффлайн. Между тем на Западе популярны так называемые moms'groups – родительские встречи, на которые можно приходить с вопросами и делиться собственным опытом, выносить на обсуждение различные темы, знакомиться с мамами, живущими поблизости, да и просто сменить домашнюю обстановку и расширить круг общения.

Родительская кооперация – великая вещь. Все мамы и папы мира понимают нужды и проблемы друг друга, и есть много примеров, когда, действуя сообща, родители могут оказывать друг другу взаимную поддержку и приятно проводить время.

Полезный обмен

Семьи с детьми быстро обрастают вещами, поэтому между друзьями и родственниками постоянно происходит круговорот колясок и автокресел, детской одежды и игрушек. Когда ваш малыш вырастает из стульчика для кормления, тот пригождается полугодовалому племяннику, а вам в свою очередь может достаться стол для рисования от друзей, которые собираются в первый класс и меняют детский стол на ученическую парту.

Если к обмену вещами, особенно одеждой и игрушками, хочется привлечь больше людей, можно устроить настоящий toy swap – аналог гаражной распродажи, правда вещи здесь, обычно не продаются, а подлежат обмену. Объявление о Дне Обмена можно опубликовать на городском форуме, указав время и место проведения встречи, а также правила акции:

- одежда и игрушки должны быть в хорошем состоянии;

- унести с собой можно то количество предметов, которое участник принес на обмен сам;

- выделяется отдельное место для вещей, которые участники готовы отдать безвозмездно, не претендуя на обмен.

Дружеская библиотека

Меняться можно и детскими книгами. Если вы собираете домашнюю библиотеку, которую планируете передавать по наследству, то скорее всего будете давать почитать свои книги на время, с последующим возвратом. В любом случае будет удобно, если среди знакомых найдутся литературные единомышленники и книгочеи. Это в разы снизит затраты на приобретение книг и разнообразит читательские списки детей.

Попеременный бебиситтинг

Такой дружеской помощью часто пользуются подруги, по очереди присматривая за детьми и давая возможность взрослым родителям провести время вдвоем или отправиться по делам. Мамы обычно спокойно оставляют детей с подругами, которым доверяют, а для детей игра в гостях становятся началом дружеских отношений. Если вы еще не практикуете опцию «присмотреть за детьми подруги», проявите инициативу и предложите время от времени выручать друг друга таким простым способом.

Отдых вскладчину

Аренда благоустроенного дома на морском побережье, где с комфортом может проживать семья с детьми, стоит не дешево. А вмещают такие дома зачастую два, а то и три семейства. И, если разделить стоимость проживания с друзьями, морской отдых может обойтись гораздо дешевле, а отпуск можно будет продлить на больший срок. Бытовые удобства, близость к пляжу и необходимой инфраструктуре останутся приятными бонусами, а у вас и детей всегда будет компания для игр и разговоров.

Совместные покупки

Большой популярностью у современных родителей пользуются коллективные покупки через интернет-магазины, а также напрямую от производителя товаров, не представленных в стране проживания. Организатор закупки собирает заказы от желающих, получает предоплату и оформляет закупку у поставщика по оптовым ценам, а после получения заказов выдает их участникам. В результате желаемые вещи можно приобрести намного дешевле.

 

Гости издалека

В век интернет-общения дружат между собой не только жители одного города, но и семьи из разных стран. Тем интереснее ездить друг к другу в гости, совмещая путешествие с возможностью пообщаться с другой семьей и посмотреть на новую страну их глазами.

Развлечения за компанию

В хорошей компании весело гулять, ходить в кино, музеи и на пикники. Обычный поход в кафе с другой семьей позволит родителям общаться между собой, пока дети играют друг с другом. Или бывает непросто заставить себя записаться в бассейн, но если пригласить подругу с ребенком, да еще и разделить на двоих стоимость такси туда и обратно, то воодушевления от совместных занятий спортом будет гораздо больше. Дисконтные карты в магазины и рестораны города, купоны в аквапарк на большую компанию, пригласительные в кино или театр – все это можно разделить с другой семьей.

Обмен житейским опытом

Родительские темы никогда не теряют актуальности: грудное вскармливание, воспитание, адаптация к детскому саду, поступление в школу – все это объединяет мам и пап. Общение на тематических форумах и в социальных сетях сближает, позволяет делиться опытом, задавать насущные вопросы, находить соседей, гуляющих с детьми в том же районе, что и вы. Может быть, вам захочется выйти за рамки интернет-общения и организовать собственный родительский клуб, чтобы устраивать еженедельные встречи единомышленников. Нужно всего лишь найти желающих, договориться о месте и времени, которое всех устраивает, и положить начало новой традиции: вам всегда найдется что обсудить, а у детей будет компания для игр, и это значит, что в выигрыше останутся обе стороны.

 

Вероятно, какие-то идеи Вас заинтересуют, и Вы захотите реализовать их вне стен детского сада, а также предложить педагогам группы организовать встречи для обсуждения интересующих Вас тем.

 

Материал подготовлен с использованием сайта http://letidor.ru

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"