Консультации для родителей воспитатель: Перевозникова Наталья Николаевна

                                                                                        
 

 

 

ГБДОУ

детский сад № 68

Калининского района

Санкт-Петербурга

наш девиз:

"Сердце отдаем детям"

 

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

 

 

    

 

 

Консультации для родителей

воспитатель:

Перевозникова Наталья Николаевна

 

 

    

Консультация для родителей детей подготовительной группы

«Ваш ребенок – будущий первоклассник»

Скоро Ваш ребенок пойдет в школу. Это радостное и, вместе с тем –волнительное событие не только для родителей, но, прежде всего – для самого дошкольника. Он, конечно, в большей степени ожидает каких-то новых, ярких, веселых впечатлений, но мы с вами – взрослые, знаем, что зачастую этот новый этап сопровождается не только положительными эмоциями, но и переживаниями, стрессами и разочарованиями. И вот каким будет этот этап, во многом зависит от психологической готовности ребенка к школе, формированию которой мы, взрослые, можем способствовать.

Что же такое психологическая готовность ребенка к школе и как она определяется? Это совокупность мотивационной, эмоционально-волевой, интеллектуальной и личностно-социальной готовности. Рассмотрим каждую из этих составляющих.

Мотивационная готовность – это желание ребенка учиться, познавать что-то новое и осознавать себя взрослым. Для развития мотивации нужно положительно отзываться о школьной жизни, рассказывать веселые истории из своего прошлого, нацеливать на приобретение новых знаний в будущем. Ведь, если взрослые рассказывают о том, как они не хотели учиться, какие скучные были учителя и предметы, которые они преподавали, какими драчунами были их одноклассники, то вряд ли стоит ожидать от ребенка стремление идти туда, где нет ничего интересного, а полученная ими информация вызовет только негативное отношение. Полезным будет посмотреть с ребенком фильмы про школьную жизнь, например, «Приключения Электроника», «Гостья из будущего», «Удивительные приключения Дениса Кораблева» и др. Еще одним из мотивационных приемов может послужить чтение художественной литературы о школе.

Эмоционально-волевая готовность – это умение регулировать свои чувства и эмоции; способность сосредотачиваться; делать не то, что хочется, а то, что нужно, даже, если это кажется неинтересным; не бояться сложностей и учиться решать самостоятельно возникающие трудности. Также очень важно в дошкольном возрасте способствовать формированию у ребенка адекватной самооценки. Научить его видеть собственные ошибки, уметь их исправлять, радоваться собственным успехам и успехам других детей. Потому что, если домашние хвалят свое чадо за все, чтобы он ни сделал, то он будет воспринимать похвалу как само собой разумеющееся и, столкнувшись в школе с критикой со стороны учителя и детей, он будет воспринимать это как непринятие, плохое к нему отношение и могут возникнуть трудности в общении и доверии. И лучшим средством развития эмоционально-волевой готовности является игра. Ребенок через игру учится выполнять правила, дожидаться своей очереди, умению проигрывать и принимать статус проигравшего не как окончательный, а как временное явление на пути преодоления трудностей и достижению желаемого результата.

Интеллектуальная готовность – это совокупность имеющихся знаний, умение думать, делать выводы, устанавливать причинно–следственные связи, способность высказываться об окружающем мире и о самом себе, развитие памяти, мелкой моторики. Помощь взрослого заключается в поддержании познавательного интереса и готовностью отвечать на его бесконечные «почему», развивать наблюдательность, читать литературу, способствующую развитию интеллектуальных способностей, смотреть вместе передачи и развивающие мультфильмы.

Личностно-социальная готовность – это умение ребенка общаться с окружающими его людьми; умение принимать и исполнять принятые в обществе нормы общения; способность учитывать интересы коллектива и других детей; умение отстаивать свои интересы, чувствовать разницу в общении с детьми, учителями, другими взрослыми и родителями. Для развития личностно-социальной готовности необходимо позволить ребенку самостоятельно устанавливать контакты с различными людьми.

          Сформированность всех этих составляющих психологической готовности ребенка к школе является важным фактором успешного обучения, но, все же, не единственным. Задача взрослых, окружающих ребенка - создать необходимые условия для успешной адаптации ребенка в новом статусе. Важным, даже определяющим успешность школьного обучения, является здоровый психологический климат в семье, любовь и доверие. Ведь если самые близкие люди готовы помогать, оберегать от возможных ошибок, радоваться успехам, сопереживать неудачам, поддерживать в любых ситуациях, то это обязательно даст свои плоды в деле повышения качества адаптации, а в дальнейшем – обучения. Также немаловажным является и соблюдение режима дня: ребенок должен вовремя ложиться спать; питаться по часам здоровой пищей, обогащенной всеми необходимыми для роста и развития элементами; достаточное время пребывать на свежем воздухе. Еще одним из условий успешной адаптации послужит постепенный переход от дошкольного детства к школьной деятельности. В период подготовительного к школе возраста желательно отдать ребенка на подготовительные занятия, которые есть во многих школах. Это послужит как интеллектуальному развитию, так и настроит ребенка на организованную групповую деятельность в другом коллективе, отличном от дошкольного. А если ребенок не посещает детский сад, то, тем более, это станет для него хорошей возможностью вхождения в коллектив детей. Также эти занятия помогут настроиться на систематическое выполнение заданий и будут способствовать развитию чувства ответственности.

Создание всех вышеперечисленных условий и их исполнение помогут сделать этот период более привлекательным и менее болезненным для физического и психологического здоровья ребенка. Успешное преодоление возможных трудностей, связанных с новой социальной ролью, напрямую зависит от взаимодействия взрослого и ребенка.

«От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать – зависит весь его дальнейший путь к знаниям». (В. А. Сухомлинский)

«Роль сказки во всестороннем развитии ребенка дошкольного возраста»

 

   Дошкольное детство – пора, когда происходит всестороннее развитие ребенка. Он учится ходить, говорить, выполнять какие-то действия, взаимодействовать с людьми. Он овладевает навыками, способствующими его самостоятельности; осваивает нравственные нормы общества, в котором он живет; приобщается к труду; приобретает способность коммуницировать со сверстниками и взрослыми. Развиваются такие психические процессы как восприятие, мышление, воображение, внимание, речь, память. Появляются чувства, он начинает проявлять эмоции, реагировать на стрессовые ситуации. Ребенок учится ставить цель, принимать решения и преодолевать трудности.

   В этот период необходимо помочь ребенку увидеть окружающую его красоту и научится радоваться жизни, правильно воспринимать окружающий мир и место человека в этом мире; увидеть, что такое хорошо и что такое плохо; воспитать положительное отношение к труду и отрицательное – к лени; побуждать его доброжелательно относиться ко всем людям, любить свою семью, страну, планету; научить не бояться трудностей и преодолевать препятствия и многое другое.

   И неоценимую услугу в этом направлении оказывает сказка. Знакомство с этим жанром литературы нужно начинать с самого раннего детства. Это поможет не только речевому, познавательному, социально-коммуникативному, художественно-эстетическому развитию ребенка – дошкольника, но и поможет ему полюбить чтение, сформировать у него правильные нравственные ценности, приобщить его к самобытной культуре и творчеству своего народа.

   Язык сказки наиболее понятен и интересен детям. На примере героев ребенок учится добру, дружбе, отваге, ловкости, смекалке и т. д. Также приходит понимание, какие поступки или слова являются характерными для положительных и отрицательных персонажей. Малыш учится слушать, сопереживать, анализировать, давать оценку.

   На самом раннем этапе развития, конечно же, используются другие жанры народного творчества, такие как колыбельные, пестушки, потешки. Но, становясь чуть старше, ребенок уже с интересом воспринимает и сказку. Малыша увлекает повторяющийся сюжет. Он не умеет еще проанализировать содержание, но эмоционально окрашенное рассказывание вызовет у него интерес, он прислушивается к интонации, присматривается к мимике рассказчика и постепенно начинает реагировать на знакомую сказку. В дальнейшем к рассказыванию или чтению можно добавить показ иллюстраций или обыграть с помощью пальчикового или настольного театра, что непременно вызовет положительные эмоции. Это будет способствовать не только развитию внимания, памяти, речи, обогащению словарного запаса, но и обогатит воображение ребенка, поможет ему в дальнейшем наиболее ярко представлять образы и сюжеты, предлагаемые взрослыми. Малыш пытается помогать рассказыванию или чтению с помощью звуков, элементарных действий, мимики. Он учится понимать положительные и отрицательные эмоции, распознавать радость и грусть.

   В процессе взросления содержание сказки несет уже более глубокий смысл. Важно не только привлечь внимание ребенка к тексту, но и вызвать у него отклик на то или иное действие героев. Здесь уже задачи расширяются. Важно не только обогатить словарь, научить распознавать настроение героев, подчеркнуть их характерные особенности с помощью звукоподражания, но и формировать положительное и отрицательное отношение к поступкам персонажей, учить сопереживать, дружить, приходить на выручку, а также вовлекать в обыгрывание сюжета, развивая творческие способности. Ребенок начинает использовать знакомые сюжеты в играх, придумывании историй и собственных сказок, театрализации и драматизации.

   Сказка несет большую воспитательную нагрузку. Хотя содержание этого жанра литературы не занимается наставлениями и нравоучениями напрямую, образы и поступки героев оказывают незаметное сразу, но все же действенное влияние на восприятие ребенком нравственных ценностей и воспитание моральных качеств.

   По мнению психолога Шарлотты Бюлер, значение сказки сводится к ее наглядности. Демонстрации действий на первом этапе подводят в дальнейшем ребенка к пониманию их скрытой цели. Сказка дает питание единственной доступной ребенку форме мышления – мышлению по аналогии; развивает механизм представлений и дает богатое и живое содержание для эмоциональной жизни ребенка.

   «Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа» А. Н. Толстой

 

 

 

               

«Как объяснить детям содержание пословиц о Родине»

 

   Патриотическое воспитание – одна из непростых задач в воспитании маленького человека. Как научить ребенка любить свою Родину, гордиться ее историей, достижениями, проявлять интерес к тем или иным событиям, которые происходили, происходят и будут происходить на протяжении его жизни. В дошкольном возрасте ребенку трудно осознавать себя членом общества, в котором он живет, свою принадлежность к какой-либо национальности, свою гражданскую позицию. Поэтому задача воспитания патриотических чувств лежит на взрослых, окружающих малыша и во многом зависит от отношения их, взрослых, к своей Родине, истории, культуре, традициям, к своим соотечественникам.

   На помощь педагогам дошкольникам в этом вопросе приходят различные жанры литературы: рассказы, сказки, былины, стихи, а также произведения народного фольклора, в том числе – пословицы.

   Пословицы – кратко изложенные мысли людей, имеющих как прямое, так и образное значение. Они несут в себе воспитательную функцию, учат образно мыслить, помогают понимать скрытый смысл и т. д. В пословицах заложена многовековая народная мудрость, которая не зависит от смены эпох, экономической ситуации, политического строя. В них содержатся наблюдения и выводы людей на основании жизненного опыта, передающиеся из поколения в поколение.

   Использовать пословицы можно в процессе ежедневной деятельности детей, основываясь на той или иной ситуации. Например, говорить им о том, как важно хранить чужие секреты: «Держи язык за зубами», «Нем, как рыба»; не торопиться, выполняя то или иное задание: «Поспешишь – людей насмешишь», «Тише едешь – дальше будешь»; быть терпеливым и усердным в работе: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда», «Терпенье и труд все перетрут»; как важно быть дружелюбным и правильно выбирать друзей: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «С кем поведешься, от того и наберешься» и т. д.

   Несомненно, в воспитании патриотизма у детей дошкольного возраста, ключевым направлением является привить любовь к своей Родине. Эта работа начинается с того, чтобы научить ребенка любить свою семью, свой дом, свой двор, местность, где он родился, а потом уже и Родину в целом. Важно знать историю своей семьи, его членов; историю своего города (села, поселка и т. д.), историю своей страны. Необходимо рассказывать о людях, которые соверщили какие-либо открытия, героические поступки, прославили свою Родину достижениями в области культуры и искусства и т. д. Такие пословицы как «Жить – Родине служить», «Нет в мире краше Родины нашей», «Всякому мила своя сторона», «На чужой стороне Родина милей вдвойне», «Родная земля и в горсти мила» учат детей не только любить свою Родину, гордиться ей, но и стремиться в будущем сделать ее еще выдающееся и краше.

   Конечно, очень важно не только применить пословицу к ситуации, но и выяснить, понял ли ребенок ее значение, о чем говорит эта пословица, чему она учит. Если образный язык пословицы не понятен ребенку – объяснить ее смысл.

    Использование устного народного творчества помогает ребенку освоить нравственные нормы общества, приобщает его к родной культуре и объединяет его с народом, страной, гражданином которой он является.

   «И, может быть, ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так многогранно не проявляется его ум, так кристаллически не отлагается его национальная история, общественный строй, быт, мировоззрение, как в пословицах».

(Михаил Шолохов)

                                                                               

 




Комментарии



Оставьте комментарий
Фамилия, имя, отчество
Ваш e-mail
Ваш статус
Ваш комментарий
Код:
Дата последнего обновления страницы 23.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения