консультация для родителей учитель-логопед: Миллер Ольга Викторовна

                                                                                        
 

 

 

ГБДОУ

детский сад № 68

Калининского района

Санкт-Петербурга

наш девиз:

"Сердце отдаем детям"

 

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

 

 

    

 

 

консультация для родителей

учитель-логопед:

Миллер Ольга Викторовна

 

 

6 приёмов для развития связной речи

 

Все родители мечтают о том, чтобы их ребёнок говорил правильно и красиво. К сожалению, иногда случается, что малыш растёт, но говорить полными предложениями, последовательно излагать свои мысли у него не получается. Речь идёт о недостаточном развитии связной речи.

Чтобы совершенствовать связную речь ребёнка, необходимо использовать всё, что ребёнок видит вокруг. Можно заниматься дома, на прогулке, и по дороге в детский садик.

Рекомендую следующие приёмы, способствующие развитию связной речи:

 

1. «Как это было?» Вспомните с малышом любое интересное событие, в котором вы принимали участие. Вместе вспоминайте, что видели и что делали в тот момент. Припоминайте те моменты, которые вызвали сильные эмоции у ребёнка.

 

2. «Что дальше?» Включите интересный мультфильм и начните смотреть его вместе с малышом. Затем на самом интересном месте «вспомните» про срочные дела и уйдите в другую комнату. Через некоторое время, сделав огорчённый вид, попросите ребёнка рассказать, что вы пропустили, и чем закончился мультфильм. Обязательно поблагодарите его за рассказ!

 

3. «Закончи предложение» Предлагаем ребёнку продолжить и закончить предложение, которое начал взрослый. При этом помогаем наводящими вопросами: «Малыши играют... (Где? С чем?)» Можно немного усложнить: «Малыши играют на улице, потому что...»

4. «Попробуй, отгадай» Для этого лучше собрать несколько игроков, например, братьев, сестёр, друзей или бабушек и дедушек.

Один из взрослых показывает мешочек (непрозрачный) и сообщает, что он волшебный. В нем лежат подарочки (мелкие игрушки, как из Киндер-сюрприза). Подарок достанется тому, кто умеет хранить тайны. Затем взрослый подходит к ребёнку, который должен зажмурить глаза и, вытащить из мешка игрушку, рассмотреть её, но не показывать и не рассказывать, что там. Это необходимо держать в тайне. Когда все дети получат по одной игрушке, взрослый спрашивает у них, хотят ли они знать, кому что досталось.

Детям, конечно, хочется. Тогда он просит не показывать игрушки, а рассказать про них.

Дальше ведущий описывает свой подарок, чтобы детишки поняли, как правильно это делать, а дети отгадывают, что досталось ведущему.

Затем малыши рассказывают про свои подарочки и, когда подарок отгадан, показывают свою игрушку. Эта игра хорошо подходит для детских праздников.

 

5. «Ах, если бы...» Взрослый предлагает малышу пофантазировать и предлагает следующее начало: «Если бы я была волшебницей, то...»

«Если бы у меня была шапка-невидимка...»

6. «Рисуем словами» Взрослый говорит реб?нку: «Хочешь превратиться в необычного художника, который умеет рисовать не кистью и акварелью, а словами? Тогда послушай. Я прочитаю стих о зиме, а ты закрой глазки и представляй то, о чём услышишь. Затем опиши, какую картину ты представил».

 

После этого можно нарисовать картинку к рассказу вместе с малышом.Играя со своими детьми, вы можете добиться хороших результатов в развитии связной речи.

 

Материал со страниц Интернет

 

 

 

 

 

Родителям на заметку: о невнимательных, двигательно расторможенных и импульсивных детях

      Каждый ребенок — индивидуальность. А что это такое? Как ее развивать? И как понять ребенка, как учесть ее, эту индивидуальность, если ребенок не сидит на месте, быстро раздражается, вертится, постоянно что-то роняет, проливает и одновременно с этим привязывает соседского кота к стулу?      Для того, чтобы сделать легче поиск удачных приемов воспитания и обучения, мы поговорим сегодня о некоторых категориях детей, с которыми часто бывает трудно ладить.

      Итак, если вашему ребенку трудно усидеть на месте, если он суетится, много двигается, неуклюж и часто роняет вещи, если он невнимательный и легко отвлекается, если поведение ребенка слабоуправляемое, то, возможно, ваш ребенок — гиперактивный.

       Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям гиперактивности невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые признаки гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.

      Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности: это могут быть генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в первые месяцы жизни. Наличие гиперактивности определяет специалист — врач после проведения специальной диагностики. При необходимости назначается медикаментозное лечение.

        Однако подход к лечению ребенка и его адаптации должен быть комплексным. Как отмечает специалист по работе с гиперактивными детьми доктор мед. наук Ю.С. Шевченко, «ни одна таблетка не может научить человека, как надо себя вести. Неадекватное же поведение, возникшее в детстве, способно зафиксироваться и привычно воспроизводиться». Вот тут-то и приходит на помощь психолог, который, работая в тесном контакте с родителями, может научить ребенка эффективным способам общения со сверстниками и взрослыми.

Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним — вполне посильная задача.

Как выявить гиперактивного ребенка?

Основные проявления гиперактивности можно разделить на 3 блока: дефицит активного внимания, двигательная расторможенность и импульсивность.

Американские психологи Бейкер и Алворд предлагают следующие критерии выявления гиперактивности у ребенка.

Критерии гиперактивности

Дефицит активного внимания:

Непоследователен, трудно удерживать внимание.

С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает.

Испытывает трудности в организации.

Часто теряет вещи.

Избегает скучных заданий.

Часто бывает забывчив.

Постоянно ерзает.

Двигательная расторможенность:

Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-нибудь).

Спит намного меньше, чем другие дети.

Импульсивность:

Не способен дождаться своей очереди.

Плохо концентрирует внимание.

Не может контролировать и регулировать поведение.

Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы 6 из перечисленных признаков, можно предположить, что ребенок гиперактивен. Часто взрослые считают, что если ребенок много двигается, непоседлив, значит, он гиперактивен. Такая точка зрения ошибочна, т.к. другие проявления гиперактивности не учитываются.

Как помочь гиперактивному ребенку?

Появление гиперактивного ребенка с первых минут осложняет жизнь любого коллектива. Он мешает, вскакивает с места. Безусловно, даже очень терпеливого родителя такое поведение может вывести из себя.

Гиперактивный ребенок физически не может длительное время внимательно слушать, спокойно сидеть и сдерживать свои импульсы. Если вы хотите, чтобы он был внимательным, постарайтесь не замечать, что он ерзает и вскакивает с места. Получив замечание, ребенок постарается какое-то время вести себя «хорошо», но уже не сможет сосредоточиться на задании. В другой раз, в подходящей ситуации, вы сможете тренировать навык усидчивости и поощрять ребенка только за спокойное поведение, не требуя от него в тот момент активного внимания.

Обратите внимание! Ребенок, работая один на один со взрослым, как правило, не проявляет признаков гиперактивности и гораздо успешнее справляется с работой.

Шпаргалка для взрослых или Правила работы с гиперактивными детьми

Регулировать режим дня и тщательно его придерживаться. Повторяясь день за днем, порядок помогает понять, что происходит и что ему нужно делать в определенное время.

Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.

Делить работу на короткие периоды. Использовать физкультминутки.

Быть драматичным, экспрессивным педагогом.

Снизить требования к аккуратности в начале работы.

Сидеть рядом с ребенком во время занятий. Использовать тактильный контакт.

Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.

Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.

Поощрять сразу же, не откладывая на будущее.

Предоставлять возможность выбора.

Оставаться спокойным. Нет хладнокровия — нет преимущества!

Как играть с таким ребенком?

Подбирая игры, особенно подвижные, необходимо учитывать особенности детей: дефицит внимания, двигательная активность, импульсивность, быструю утомляемость, неумение длительное время подчиняться групповым правилам. В игре трудно дождаться своей очереди и считаться с интересам других. Желательно использовать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания.

«Найди отличие». Ребенок рисует несложную картинку (котик, домик) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок меняются местами.

«Ласковые лапки». 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточка, бусы, вата. Все выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; родитель объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке, — отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными. Вариант игры: «звере» будет прикасаться к щеке, колену, ладони.

«Кричалки-шепталки-молчалки» 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это сигналы. Когда взрослый поднимает красную руку — «кричалку», можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь — «шепталка» — можно тихо передвигаться и шептаться; на сигнал «молчалка» — синяя ладонь — дети должны замереть на одном месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует молчалками.

«Час тишины и час можно».

«Давайте поздороваемся»: 1 хлопок — здороваемся за руку, 2 хлопка – плечиками, 3 хлопка — спинками.

«Ловим комаров».

Несколько слов о наказаниях

Причина наказания должна быть понятна ребенку.

Наказание применяется сразу после проступка.

Наказание должно быть естественным. Например, если ребенок разрисовал стены фломастером — уберите фломастер. Когда даете фломастер – дайте большой лист бумаги и порисуйте вместе с ним.

Физические наказания. Вспомните — вас наказывали? Вам это нравилось? Вам это помогло? А что бы вам помогло? Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое.

Подумайте: «Почему я часто наказываю ребенка? Может, у меня слишком высокие требования? Может, я вымещаю на нем свои чувства?»

Что почитать: полезная литература для родителей

  • Лютова Е., Монина Г. Шпаргалка для родителей.
  • Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как?
  • Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так?
  • Шеффер Э. Хорошо вести нельзя капризничать.
  • Гасанов Р.Ф. Формирование представления о синдроме дефицита внимания у детей.
  • Чутко Л.С., Пальчик А.Б. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

Использован матариал с сайта http://www.logopedprofi.ru/

 

 

 

 

Причины возникновения речевых нарушений

 

Родители, которые узнали от специалистов о том, что у ребенка есть проблемы с развитием речи, часто интересуются, чем они вызваны. Этот вопрос становится для них особенно важным, если в семье ни у кого из ближайших родственников нарушений речи не было. Речевые нарушения могут возникнуть под влиянием неблагоприятных обстоятельств, или, как говорят специалисты, вредоносных факторов, воздействующих изнутри или извне и нередко сочетающихся друг с другом.

       В специальной и справочной литературе описываются причины, предрасполагающие к возникновению речевых нарушений. Их принято делить на две группы — органические (приводящие к нарушению механизмов в центральном или периферическом речевом аппарате) и функциональные (нарушающие нормальную работу речевого аппарата).

Группа органических причин

1. Внутриутробная патология, приводящая к нарушению развития плода.

Наиболее уязвимый период воздействия негативных факторов на плод — первая треть беременности. Влияние вредного фактора или их сочетания в этот период может приводить к недоразвитию или повреждению центральной нервной системы ребенка, в том числе и речевых зон коры головного мозга. К таким факторам относятся:

Внутриутробная гипоксия плода (кислородное голодание), причины которой могут быть разными — гестоз (токсикоз) первой и второй половины беременности, нефропатия, угроза выкидыша, патология плаценты, повышение артериального давления, соматические (общие) заболевания матери (сахарный диабет, нефрит, заболевания сердечно-сосудистой системы).

Вирусные заболевания, перенесенные матерью в период беременности (краснуха, грипп, скарлатина, корь, инфекционный гепатит, туберкулез, полиомиелит, токсоплазмоз, герпес, сифилис, ВИЧ-инфекция). К заболеваниям, наносящим наибольший вред для плода, относится, в первую очередь, краснуха. Заболевание краснухой в первые месяцы беременности может служить причиной тяжелых пороков развития ребенка (глухоты, слепоты, умственной отсталости, пороков сердечно-сосудистой системы).

Опасным повреждающим действием на плод обладает цитомегаловирус. Инфицирование этим вирусом на ранних стадиях беременности приводит к гибели эмбриона и самопроизвольному аборту. При сохранении беременности цитомегаловирус вызывает аномалии развития плода. Заражение вирусным гепатитом также представляет большую опасность для плода, так как на всех стадиях беременности может вызывать различные аномалии плода.

Травмы, падения и ушибы матери. Особенно, если ушиб приходился на область живота. Могут приводить к отслойке плаценты и преждевременным родам.

Несовместимость крови матери и плода. Проникая через плаценту, антитела вызывают распад эритроцитов плода, выделение токсического вещества — непрямого билирубина. Его действие поражает отделы мозга, что приводит к врожденной патологии слуха и речи.

Нарушения сроков вынашивания плода (гестации) — недоношенность (менее 38 недель) и переношенность (более 40 недель).

Курение, прием алкоголя и наркотических веществ. Никотин, являясь основным токсическим компонентом табачного дыма, оказывает отрицательное влияние на процессы кровообращения в матке и плаценте. Под его влиянием тормозятся процессы активной транспортировки аминокислот от матери к плоду. В результате этого нарушаются процессы, связанные с увеличением массы плода (отставание массы тела при доношенной беременности может достигать 300 грамм и более, причем дефицит массы тела сохраняется в течение первого года жизни ребенка). Кроме того, дети, чьи матери в период беременности продолжали интенсивно курить (более 20 сигарет в день), впоследствии могут быть охарактеризованы как гиперактивные и расторможенные, и зачастую испытывают больше трудностей в учебе. 

Алкоголь и наркотические вещества оказывают отрицательное влияние на развитие плода, а также умственное и физическое развитие новорожденного. При злоупотреблении матерью алкоголем и наркотиками может возникать синдром, характеризующийся множественными аномалиями развития плода и нарушениями физического и психического развития ребенка: нарушениями центральной нервной системы (гипервозбудимости, дискоординации движений, снижении интеллекта), замедлении роста, аномалиями лицевого черепа (удлинение лица, низкий лоб, недоразвитие подбородка, ушных раковин, косоглазия), а также аномалиями внутренних органов и конечностей.

  • Прием лекарственных препаратов. Существуют лекарственные средства, которые противопоказаны при беременности, или должны применяться с осторожностью. К ним относятся:
    • Антираковые антибиотики (актиномицин, сарколизин). При употреблении на ранних сроках беременности приводят к возникновению уродств у плода.
    • Ототоксические препараты — антибиотики — стрептомицин, мономицин, канамицин, гентамицин, амикацин, тобрамицин; диуретики — фуросемид; а также — аспирин, хинин, вызывающие дистрофию слухового нерва с развитием врожденной глухоты.
    • Антикоагулянты непрямого действия (дикумарин, пелентан), быстро проникая через плаценту, могут вызвать у плода кровоизлияния в мягкие мозговые оболочки и внутренние органы.
    • Назначение на ранних сроках беременности антидепрессивных препаратов (имизин, амитриптилин) и транквилизаторов (сибазон, мепротан), приводят к интоксикации плода.
  • Неудачное прерывание данной беременности может повлечь за собой аномалии и пороки развития плода.
  • Профессиональные вредности (повышенные физические нагрузки, работа с химически активными вредными веществами, воздействие различных видов излучения — ультрафиолетового, ионизирующей радиации). Плод обладает высокой чувствительностью к действию ионизирующих излучений, на ранних сроках беременности они вызывают его гибель или оказывают повреждающее действие на центральную нервную систему, органы зрения и кроветворную систему плода.
  • Стрессовые состояния матери во время беременности могут приводить к гипоксии плода.

2. Наследственная предрасположенность, генетические аномалии

По наследству могут передаваться особенности строения речевого аппарата. Например, неправильная посадка и комплектация зубов, форма прикуса, предрасположенность к дефектам строения твердого и мягкого неба (расщелины неба), а также особенности развития речевых зон головного мозга. Выявлена наследственная предрасположенность к возникновению заикания.

В семье, где поздно начал говорить один из родителей, подобные проблемы могут возникнуть и у ребенка. Исследователи придают различное значение наследственной природе речевых нарушений — от минимального до очень большого. Это связано с примерами того, что в речевые нарушения не всегда передаются по наследству от родителей к детям. Тем не менее, исключать это обстоятельство нельзя.

3. Вредности родового периода

  • Родовые травмы, приводящие к внутричерепным кровоизлияниям. Причины родовых травм могут быть разные — узкий таз матери, механическая стимуляция, применяющаяся во время беременности (наложение щипцов на головку ребенка, выдавливание плода). Внутричерепные кровоизлияния, вызванные этими обстоятельствами, могут затрагивать речевые зоны головного мозга.
  • Асфиксия — недостаток снабжения головного мозга кислородом вследствие нарушения дыхания, например, при обвитии пуповины. Вызывает минимальные органические повреждения головного мозга.
  • Малая масса тела новорожденного (менее 1500 грамм) и последующее проведение интенсивных реанимационных мероприятий (например, искусственная вентиляция легких, длящаяся более 5 дней).
  • Низкий балл по шкале Апгар (общепринятый метод оценки состояния новорожденного непосредственно после рождения).

4. Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни

В раннем возрасте неблагоприятными для речевого развития являются следующие обстоятельства:

  • Инфекционно-вирусные заболевания, нейроинфекции (менингоэнцефалит, менингит), приводящие к повреждению центральной нервной системы, снижению или потере слуха.
  • Травмы и ушибы головного мозга, в тяжелых случаях приводящие к внутричерепным кровоизлияниям, нарушению речевого развития или утрате имеющейся речи. Тип и тяжесть речевого нарушения будет зависеть от локализации (очага) повреждения головного мозга.
  • Травмы лицевого скелета, приводящие к повреждению периферического отдела речевого аппарата (перфорация неба, выпадение зубов). Приводят к нарушению произносительной стороны речи ребенка.
  • Длительные простудные заболевания, воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха, приводящие к временному или постоянному снижению слуха, нарушению речевого развития ребенка.
  • Прием ототоксических антибиотиков, приводящих к снижению слуха.

Формирование речи ребенка происходит под влиянием внешних обстоятельств — эмоционального общения с близкими (в первую очередь с мамой), положительного опыта речевого взаимодействия с окружающими, возможности удовлетворения познавательного интереса ребенка, позволяющее ему накапливать знания об окружающем мире.

Группа функциональных нарушений, приводящие к нарушению речевого развития ребенка

1. Неблагоприятных социально-бытовых условий жизни ребенка, приводящих к педагогической запущенности, социальной или эмоциональной депривации (дефиците эмоционального и речевого общения с близкими, особенно с матерью). Для того, чтобы научиться говорить, ребенку необходимо слышать речь окружающих, иметь возможность видеть окружающие предметы, запоминать названия, произнесенные взрослыми.

В сороковых годах прошлого столетия появился термин — синдром госпитализма. Это понятие возникло в домах ребенка, где находились дети — сироты, родители которых погибли во второй мировой войне. Несмотря на хорошие бытовые условия содержания, среди прочих проблем у этих детей отмечалась задержка речевого развития, связанная с недостатком речевого общения – обслуживающий персонал не мог уделить детям такое же внимание, как это делала бы мать.

2. Соматической ослабленности — длительно болеющие и часто госпитализируемые дети могут начать говорить позже своих сверстников.

3. Психологических травм, вызванных испугом или стрессом; психических заболеваний, которые могут стать причиной серьезных речевых нарушений — заикания, задержки речевого развития, мутизма (прекращения речевого общения с окружающими под влиянием психической травмы).

4. Подражания речи окружающих людей. Общаясь с людьми, страдающими нарушениями речи, ребенок может усвоить неправильные варианты произношения некоторых звуков, например, звуков «р» и «л»; ускоренный темп речи. Известны случаи появления заикания по подражанию. Усвоение неправильных форм речи можно наблюдать у слышащего ребенка, воспитывающегося глухими родителями.

В дошкольном возрасте речь ребенка ранима и легко может подвергаться перечисленным неблагоприятным воздействиям. На протяжении дошкольного возраста ребенок проходит несколько критических периодов развития речи — в 1-2 года (когда происходит интенсивное развитие речевых зон головного мозга), в 3 года (интенсивно развивается фразовая речь), в 6 — 7 лет (ребенок поступает в школу, осваивает письменную речь). В эти периоды возрастает нагрузка на центральную нервную систему ребенка, что создаёт предрасполагающие условия для нарушения речевого развития или срыва речи.

Однако, говоря об этом, необходимо помнить и об уникальных компенсаторных возможностях мозга ребенка. Рано выявленные речевые нарушения и своевременная помощь специалистов в содружестве с родителями ребенка, позволяет устранить или значительно уменьшить их.

 

 

 

Дети с нарушением звукопроизношения (дизартрией)

 

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно и ее развитие зависит от многих причин.

   Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. При нормальном ходе речевого развития к 5 — 6 годам у ребенка артикуляционная база всех звуков должна быть сформирована. Если же этого не происходит и своеобразие в произношении звуков задерживается до более позднего возраста, то так называемое «возрастное косноязычие» уже перестает быть «возрастным».

     Такая задержка свидетельствует о наличии каких-то особых причин, мешающих ребенку своевременно овладеть правильной артикуляцией звуков речи. Здесь приходится говорить о нарушениях, недостатках или дефектах звукопроизношения, требующих специальной логопедической помощи.

    Одной из причин неправильного произношения звуков являются выраженные дефекты в строении речевых органов ребенка, такие как прогения/прогнатия (нарушения прикуса), «нестандартный» размер языка (слишком маленький или большой), ринолалия (расщелина верхней губы, твердого и мягкого нёба) и др. Для преодоления вышеперечисленных причин нарушения работы артикуляционного аппарата необходимо вмешательство медицинских специалистов.

Другой причиной, вызывающей стойкие нарушения в произношении звуков, является недостаточная подвижность органов артикуляции. Чаще всего речь здесь идет о парезах (слабости) мышц губ и отдельных мышечных групп языка: его кончика, боковых краев или спинки.

Наиболее характерными показателями нарушения звукопроизношения являются:

  •  Отсутствие в речи определённых групп звуков. Например, отсутствие звука «р» («каова» —вместо «корова», «от» — вместо «рот»);
  • Замены звуков другими звуками. Например, замены звука «р» на звуки «л», «ль», «в», «й» («лак» — вместо «рак», «лямаска» — вместо «ромашка», «вак» — вместо «рак», «йыба» —вместо « рыба»);
  • Искаженное произношение групп звуков. Например, межзубное произнесение свистящих звуков (с, з). Родители могут заметить, что кончик языка ребенка при произнесении звука находится между зубами. Такое произнесение является неправильным в любом возрасте и без помощи логопеда не проходит самостоятельно. Для исправления этого нарушения не нужно ждать, пока ребенку исполнится пять лет. Необходимо начинать занятия по исправлению произношения, как только установлено нарушение;
  • Смешение звуков. Например, ребёнок может произнести звуки, но в речи путает их. («шобака» — вместо «собака», «дус» — вместо «душ»).

      Так же нарушение звукопроизношения может сочетаться с нарушениями дыхания, голоса, интонационно-мелодической стороны речи, часто со слюнотечением. 

    Данные нарушения преодолеваются без медицинской помощи в результате регулярных целенаправленных действий логопеда, направленных на активизацию работы мышц артикуляционного аппарата, а также развитие артикуляционной моторики с помощью сеансов логопедического массажа и артикуляционной гимнастики.

 

    Произношение каждого звука — это сложный акт, требующий нормального строения речевого аппарата, тонкой координации мелких движений звукопроизносительных органов, работы мозга.

    Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.

 

 

 

Задержка речевого развития

 

Ориентируясь на нормы развития языка у детей с темповой задержкой речевого развития происходит простая временная задержка речи по сравнению со сверстниками. Темповую задержку речевого развития характеризуют:

1. Хорошее понимание обращенной речи. Предложите вашему малышу несколько заданий, которые покажут вам то, как он понимает вашу речь. В 2 года ребенок хорошо понимает простые инструкции и задания:

Иди ко мне на ручки.

Дай мне мячик.

Принеси мне мишку.

Возьми мишку и посади его на стульчик.

Покажи на картинке машинку, зайчика, куклу.

Показателем понимания речи является в числе прочего, стойкая реакция на собственное имя. Ребенок поворачивает голову, когда вы его зовете шепотом, из — за спины, закрывая губы листком бумаги. В 3 года ребенок хорошо понимает простые инструкции и задания:

  • Посади куклу на стул, под стул, около стула, спрячь куклу за стулом.
  • Возьми книгу, подойди к столу и положи книгу на стол.
  • Принеси маме папину рубашку.
  • Покажи на картинке, где девочка догоняет мальчика, а где мальчик догоняет девочку.

2. Хорошее слуховое внимание. Ребенок узнает и различает звуки окружающей среды, бытовые шумы (пение птиц, гудение автомобиля, звонок в дверь, стук молотка), определяет направление источника звучания. Малыш различает голоса людей, звукоподражания животных, показывает на картинке предмет, название которого вы называете.

3. Отсутствие тяжелых вредоносных факторов в сведениях о развитии ребенка. Причинами темповой задержки речевого развития чаще всего бывают соматические заболевания и ослабленность ребенка, частые госпитализации, неправильные методы воспитания в семье.

4. Хорошее познавательное развитие. Ребенок любознателен и проявляет интерес к предметам и явлениям окружающего мира. Поскольку такой ребенок не может получить интересующую его информацию с помощью вопроса, он делает это любыми другими доступными ему способами:

подводит взрослого к интересующему его предмету;

показывает на него пальцем, мимикой и интонацией демонстрируя свою заинтересованность;

5. Использование других способов общения. Такой ребенок хочет общаться с окружающими и придумывает доступные для него способы общения и привлечения внимания к себе:

тянет взрослых за одежду;

поворачивает ваше лицо к себе или интересующему его предмету;

использует доступные ему вокализации, а также жесты, мимику и интонацию.

     Дети с задержкой речевого развития могут начать говорить спонтанно, без специального обучения и в дальнейшем речь таких детей развивается нормально. Специалисты знают, что некоторые дети с темповой задержкой речевого развития совершают резкий переход от небольшого набора слов к фразовой речи. Лингвисты называют такой скачок «языковым взрывом». Этот скачок чаще всего происходит в летний период, когда организм ребенка крепнет.

Тем не менее, многим детям необходим «пусковой толчок» для того, чтобы они начали говорить. Таким «толчком» может послужить посещение игровых занятий в группе со сверстниками, которые пользуются словесной речью, занятий по развитию речи у логопеда. Не следует ожидать, что ребенок заговорит самостоятельно. 

Постарайтесь проконсультироваться со специалистами, которые дадут вам рекомендации, как преодолеть задержку развития речи ребенка.

 

 

Родителям на заметку: о невнимательных, двигательно расторможенных и импульсивных детях

      Каждый ребенок — индивидуальность. А что это такое? Как ее развивать? И как понять ребенка, как учесть ее, эту индивидуальность, если ребенок не сидит на месте, быстро раздражается, вертится, постоянно что-то роняет, проливает и одновременно с этим привязывает соседского кота к стулу?      Для того, чтобы сделать легче поиск удачных приемов воспитания и обучения, мы поговорим сегодня о некоторых категориях детей, с которыми часто бывает трудно ладить.

      Итак, если вашему ребенку трудно усидеть на месте, если он суетится, много двигается, неуклюж и часто роняет вещи, если он невнимательный и легко отвлекается, если поведение ребенка слабоуправляемое, то, возможно, ваш ребенок — гиперактивный.

       Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям гиперактивности невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые признаки гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.

      Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности: это могут быть генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в первые месяцы жизни. Наличие гиперактивности определяет специалист — врач после проведения специальной диагностики. При необходимости назначается медикаментозное лечение.

        Однако подход к лечению ребенка и его адаптации должен быть комплексным. Как отмечает специалист по работе с гиперактивными детьми доктор мед. наук Ю.С. Шевченко, «ни одна таблетка не может научить человека, как надо себя вести. Неадекватное же поведение, возникшее в детстве, способно зафиксироваться и привычно воспроизводиться». Вот тут-то и приходит на помощь психолог, который, работая в тесном контакте с родителями, может научить ребенка эффективным способам общения со сверстниками и взрослыми.

Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним — вполне посильная задача.

Как выявить гиперактивного ребенка?

Основные проявления гиперактивности можно разделить на 3 блока: дефицит активного внимания, двигательная расторможенность и импульсивность.

Американские психологи Бейкер и Алворд предлагают следующие критерии выявления гиперактивности у ребенка.

Критерии гиперактивности

Дефицит активного внимания:

Непоследователен, трудно удерживать внимание.

С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает.

Испытывает трудности в организации.

Часто теряет вещи.

Избегает скучных заданий.

Часто бывает забывчив.

Постоянно ерзает.

Двигательная расторможенность:

Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-нибудь).

Спит намного меньше, чем другие дети.

Импульсивность:

Не способен дождаться своей очереди.

Плохо концентрирует внимание.

Не может контролировать и регулировать поведение.

Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы 6 из перечисленных признаков, можно предположить, что ребенок гиперактивен. Часто взрослые считают, что если ребенок много двигается, непоседлив, значит, он гиперактивен. Такая точка зрения ошибочна, т.к. другие проявления гиперактивности не учитываются.

Как помочь гиперактивному ребенку?

Появление гиперактивного ребенка с первых минут осложняет жизнь любого коллектива. Он мешает, вскакивает с места. Безусловно, даже очень терпеливого родителя такое поведение может вывести из себя.

Гиперактивный ребенок физически не может длительное время внимательно слушать, спокойно сидеть и сдерживать свои импульсы. Если вы хотите, чтобы он был внимательным, постарайтесь не замечать, что он ерзает и вскакивает с места. Получив замечание, ребенок постарается какое-то время вести себя «хорошо», но уже не сможет сосредоточиться на задании. В другой раз, в подходящей ситуации, вы сможете тренировать навык усидчивости и поощрять ребенка только за спокойное поведение, не требуя от него в тот момент активного внимания.

Обратите внимание! Ребенок, работая один на один со взрослым, как правило, не проявляет признаков гиперактивности и гораздо успешнее справляется с работой.

Шпаргалка для взрослых или Правила работы с гиперактивными детьми

Регулировать режим дня и тщательно его придерживаться. Повторяясь день за днем, порядок помогает понять, что происходит и что ему нужно делать в определенное время.

Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.

Делить работу на короткие периоды. Использовать физкультминутки.

Быть драматичным, экспрессивным педагогом.

Снизить требования к аккуратности в начале работы.

Сидеть рядом с ребенком во время занятий. Использовать тактильный контакт.

Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.

Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.

Поощрять сразу же, не откладывая на будущее.

Предоставлять возможность выбора.

Оставаться спокойным. Нет хладнокровия — нет преимущества!

Как играть с таким ребенком?

Подбирая игры, особенно подвижные, необходимо учитывать особенности детей: дефицит внимания, двигательная активность, импульсивность, быструю утомляемость, неумение длительное время подчиняться групповым правилам. В игре трудно дождаться своей очереди и считаться с интересам других. Желательно использовать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания.

«Найди отличие». Ребенок рисует несложную картинку (котик, домик) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок меняются местами.

«Ласковые лапки». 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточка, бусы, вата. Все выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; родитель объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке, — отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными. Вариант игры: «звере» будет прикасаться к щеке, колену, ладони.

«Кричалки-шепталки-молчалки» 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это сигналы. Когда взрослый поднимает красную руку — «кричалку», можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь — «шепталка» — можно тихо передвигаться и шептаться; на сигнал «молчалка» — синяя ладонь — дети должны замереть на одном месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует молчалками.

«Час тишины и час можно».

«Давайте поздороваемся»: 1 хлопок — здороваемся за руку, 2 хлопка – плечиками, 3 хлопка — спинками.

«Ловим комаров».

Несколько слов о наказаниях

Причина наказания должна быть понятна ребенку.

Наказание применяется сразу после проступка.

Наказание должно быть естественным. Например, если ребенок разрисовал стены фломастером — уберите фломастер. Когда даете фломастер – дайте большой лист бумаги и порисуйте вместе с ним.

Физические наказания. Вспомните — вас наказывали? Вам это нравилось? Вам это помогло? А что бы вам помогло? Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое.

Подумайте: «Почему я часто наказываю ребенка? Может, у меня слишком высокие требования? Может, я вымещаю на нем свои чувства?»

Что почитать: полезная литература для родителей

  • Лютова Е., Монина Г. Шпаргалка для родителей.
  • Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как?
  • Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так?
  • Шеффер Э. Хорошо вести нельзя капризничать.
  • Гасанов Р.Ф. Формирование представления о синдроме дефицита внимания у детей.
  • Чутко Л.С., Пальчик А.Б. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

Использован матариал с сайта http://www.logopedprofi.ru/

 

 

Дата последнего обновления страницы 23.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения